|
Фабрику, на которой делали этот инструмент, закрыли 5 лет назад.
Минск, 8 июля. Музыкальный символ Беларуси - цимбалы - становится вымирающим видом. Фабрику, на которой делали этот инструмент, закрыли 5 лет назад, поскольку получить прибыль от выпуска цимбал предприятие смогло бы только через 40 лет, передает корреспондент МТРК «Мир» Инна Согалович.
Закрытие единственной в Беларуси фабрики, на которой делали цимбалы, почувствовали и музыкальные школы, и профессиональные музыканты. Отразилось это и на Национальном академическом народном оркестре имени Иосифа Жиновича. Теперь инструмент можно заказать лишь у мастера, а их в стране - меньше десятка. «Это очень единичные экземпляры. В массовом масштабе, я думаю, через 5-10 лет это просто станет большой проблемой для изучения инструментального голоса Беларуси - цимбал», - считает народный артист Беларуси Михаил Козинец.
Но сегодня производить цимбалы так же, как это делали когда-то, тоже нельзя, считает Козинец. Старая технология уже не соответствует исполнительскому уровню белорусских музыкантов.
Первыми использовать новые технологии в производстве начали борисовские мастера. Именно они подарили вторую жизнь струнному инструменту. В результате цимбалы зазвучали по-новому. «Мы практически полностью изменили конструкцию. Внешне она осталась такой же. Но весь акустический аппарат мы изменили», - рассказывает инженер-акустик Александр Протько.
Сначала мастера попытались сделать инструмент из белорусских материалов, но он не зазвучал. Теперь древесину завозят из Украины. Отсюда и цена - почти 850 долларов. «Рама делается из клена (к сожалению, в Беларуси не растет тот клен, который нужно - явор), а дека - из резонансной ели. К сожалению, она тоже у нас в Беларуси не растет. Она растет в Закарпатье, в России», - рассказывает руководитель творческой мастерской Лядищенского центра культуры Михаил Вашкевич.
Пока цимбалы из борисовской мастерской поставляют в музыкальные школы и дома культуры. Но мастера надеются, что вскоре на них заиграют и профессиональные исполнители. Ведь только так можно сохранить народный инструмент.
| |