|
Заключительным фильмом венецианской параллельной программы «Горизонты» стало апокалиптическое роуд-муви Алексея Балабанова под названием «Я тоже хочу» - о том, как бандит (Александр Мосин), музыкант (Олег Гаркуша), алкоголик (Юрий Матвеев) и проститутка (Алиса Шитикова) отправляются за счастьем из петербургского лета в ядерную зиму: по слухам, где-то в запретной зоне стоит Колокольня счастья, которая забирает людей, хоть и не всех
В буклете, распространенном среди аккредитованных журналистов, Балабанов признается, что снял фильм прежде всего про себя. В финале он действительно появляется в кадре, представляясь «режиссером, членом Европейской киноакадемии». На фестивале член Европейской киноакадемии давал интервью исключительно международным группам журналистов, причем на английском языке, в память о полученном в позапрошлой жизни переводческом образовании, по ходу дела опровергая легенды о своей фестивальной непризнанности и о намерении уйти на пенсию. Обратным переводом занималась Ольга Гринкруг.
- Первая часть действия происходит в Петербурге - в подворотнях, подъездах и парных Васильевского острова. В фильме они выглядят достаточно угрожающе - как ад на земле.
- Разве? Ада я показывать не собирался. Я очень люблю Петербург, это не город, одна большая декорация - Нева, каналы. Гигантский павильон, идеальное место для съемок. Я учился на переводчика в Горьком, два года оттрубил в Азии и на Ближнем Востоке военным переводчиком, потом пять лет прослужил помощником режиссера на Свердловской киностудии, где работал мой отец; окончил Высшие режиссерские курсы по специальности «сценарист документального кино», снял две документалки и два любительских художественных фильма, а потом Сергей Сельянов, с которым мы вместе учились, привез меня в Питер, на экспериментальную студию Алексея Германа. И я остался. А тот первый фильм, «Счастливые дни», сразу попал на Каннский фестиваль. Мы с Базом Лурманом, тогда еще австралийцем, были в одной программе, сидели за одним столом. Я со «Счастливыми днями» и он со «Строго по правилам». (Прим. ред. В 1991 году, Балабанов и Лурман участвовали в параллельной программе «Особый взгляд», но российскому режиссеру наград не досталось, а Лурман уехал с призом за лучший молодежный дебют).
- Вы говорили, что идея «Я тоже хочу» возникла, когда вы наткнулись на заброшенную колокольню. Где вы ее нашли?
- Не помню, надо спросить у актеров. Кажется, где-то рядом с Вологдой, посреди страны. Там много таких вымерших деревень, откуда ушли все жители. Нам для съемок ничего придумывать не понадобилось - в фильме все ровно так, как наяву. Даже надпись «Магазин» нашлась готовая. И коровы там были. Видимо, кто-то их все-таки доит, но я за все время съемок не встретил ни единой живой души.
- В фильме есть эпизод с голой женщиной в церкви. Не боитесь, что с прокатной лицензией возникнут сложности?
- Это уже не церковь, а разрушенное здание с остатками фресок. Так что не боюсь.
- Алисе Шитиковой, которая играла в этой сцене, пришлось нелегко. Долго вы ее заставляли нагишом бегать на морозе?
- Два дня это длилось. Вообще я очень быстро снимаю.
- Она не заболела?
- Заболела. Но давно поправилась, приехала со мной в Венецию.
- Почему колокольня забирает не всех? За что она наказывает режиссера?
- За фильмы, которые он снимал. Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло - у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром. По ночам я смотрю кино - по телевизору масса всего хорошего бывает с полуночи до 6 утра, - а днем сплю.
- В фестивальном буклете сказано, что «Я тоже хочу» - ваш последний фильм. Вы решили бросить кинематограф, как Бела Тарр - потому что все уже сказано?
- Я устал. Я уже немолодой человек, за свои 53 года я снял две документальных картины, два любительских фильма, 14 художественных полнометражек и без счета советских киножурналов. Начинал я с экранизаций Беккета и Кафки - мы с Сельяновым тогда даже не знали, что на классические произведения нужно покупать права. А дальше все мои фильмы были про меня самого, но теперь моя биография исчерпалась. Нужно найти какой-то новый сюжет, но где его взять? У меня не очень много друзей, я ни с кем не общаюсь, газеты не открываю, политикой не интересуюсь. Мне нравится читать книжки и смотреть кино в полном одиночестве.
- Но неснятые сценарии у вас есть?
- Есть. Довольно много, четыре или пять. Толстая книжка. Например, мы с Сельяновым, который, между прочим, тоже сценарист, написали отличный сценарий по «Пану» Кнута Гамсуна, но права нам не продали. Еще был так и не доделанный проект с Майклом Бином - знаете, который играл у Кэмерона? (в «Терминаторе», «Чужих» и «Бездне» - прим ред). Мы начали снимать в Норильске и переехали в Иркутск, но Бин так пил, что работать было невозможно - он постоянно оказывался не в кадре. Так что пришлось положить его в больницу и отказаться от проекта. Может быть, зимой я его возобновлю, если Майк Тайсон согласится. Он же теперь актер.
- Что это будет за история?
- Про бизнесмена, который теряет состояние на «Норильском никеле» и приезжает в Сибирь, чтобы вернуть свои деньги. Я хочу, чтобы в главной роли был Майкл Тайсон, потому что он черный и будет очень эффектно смотреться на фоне Сибири. Ему даже не нужно будет ничего играть - я хочу, чтобы он был на экране самим собой. Там еще любовная история есть. Хороший сценарий.
- Получается довольно дорогой и сложный проект.
- Денежные вопросы меня не волнуют. Моя задача - снимать кино, а в остальном у меня есть лучший в стране продюсер Сергей Сельянов. Откуда он берет средства, я понятия не имею. Но с Америкой никаких проблем не возникнет. Во-первых, я снимал там «Брата-2». Во-вторых, большая часть действия, по сценарю, происходит не в Соединенных Штатах, а в Сибири. Но пока я просто устал и хочу отдохнуть.
| |