|
«Комсомолка» отправилась в рейд с экологами по самому большому искусственному водоёму страны
Мы привыкли говорить, что из наших кранов дома течет чистая вода. Но так ли это? Экологи советуют не слишком доверять водопроводной воде - на всякий случай. Причина в качестве воды Вилейского водохранилища, которая поступает в дома 700 тысяч минчан - а это третья часть города!
«Стоп бензин» по-вилейски
- Запрещено! - начальник Вилейской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Ольшевский лаконичен, - нельзя на нашем водохранилище использовать подвесные лодочные двигатели внутреннего сгорания. Такое распоряжение принял Вилейский райисполком еще в ноябре 2010 года. Можно на вёслах, под парусом и на электрической тяге. А они всё равно ездят! Ладно, садитесь в катер, сами увидите!
Катер спасателей, вообще-то, тоже оснащён бензиновой «Хондой». Правда, для водолазов, экологов и рыбнадзора законодатели сделали исключение. И ещё для трёх рыболовных кооперативов, которые ставят сети на водохранилище и ловят судака, щуку и леща. Для остальных - акция «стоп-бензин!»
Первым, кто был замечен на «бензинке» - минчанин Олег с колоритной фамилией Рыбалко. Живёт в Чижовке и воду из водохранилища не пьёт. И о запрете, вроде, ничего не слышал:
- Нельзя? Не знаю, никто из друзей ничего не говорил.
Номера документов, лодки перекочевали в базу данных экологов.
- Ещё раз встретимся, и если будете с этим двигателем, - показывает на мотор Александр Ольшевский, - заплатите штраф. Всего доброго.
- Спасибо, конечно! - благодарит Олег и разводит руками: - Только как я сейчас до берега дойду, мне 15 километров до машины! На вёслах это нереально...
Вопрос остаётся без ответа.
Помыл машину - и концы в воду
Валерий Безлюдов выбрался на водоём засветло, но поймал лишь пару окуней:
- Еще вчера приехал, 150 км отмахал, ночевал на берегу. А что вы в таком большом составе проверяете?
- Документы, лодки, двигатели, - отвечает эколог Александр Ольшевский.
- А что с двигателями?
- Вот у вас бензиновый, а нельзя.
- Я слышал что-то...Так вообще нельзя?
- Абсолютно. Минск пьёт воду.
- А почему тогда на Минском море можно? Система же одна!
- Не одна! Отсюда вода идёт в Крылово, а там тоже нельзя на бензиновых моторах.
Отправляемся на берег за документами - Валерий так спешил, что забыл их взять с собой. Следуем за его лодкой - и бензиновые выхлопы от мотора долетают до нашего борта. Не очень приятно, мягко говоря.
- А ещё масло, бензин, и всё это в воду, - в тему говорит наш рулевой, начальник спасательной станции Александр Ровдо. - Хотя на берегу тоже несознательных людей хватает: кто машину помоет, кто мусор бросит. Сегодня рыбаки, правда, вежливые, а, бывает, и нас посылают...
А мимо гребёт парень на вёслах. Хотя на лодке установлен мотор - и бензиновый!
- А почему не на двигателе?
- А я так люблю. Физуха! Движок для страховки. Если волна большая пойдёт - поможет добраться до берега.
Тем временем, количество моторок на водохранилище уменьшается на глазах. Рыбацкая солидарность работает: пара звонков - и об инспекторах и журналистах знает уже весь водоём. На сегодня проверка закончена. Да и рыбалка тоже. Зато радости поплавочников нет предела. Правда, и с клёвом не очень. Зато нет «гонщиков».
КСТАТИ
На рыболовных форумах вовсю идёт обсуждение запрета. «Лодочники» недовольны. «Поплавочники» с ними спорят. Мол, если бензиновые двигатели разрешить (а скорость на них может достигать и сотни километров в час), то какой уж тут клёв! Да и небезопасно это! Те, кто «за», кивают на «арендаторов» - почему, мол, им можно? Насчёт экологии, говорят, выбросы настолько незначительны, что ущерба практически нет. Может и так, но если в воду попадает бензин, а потом она попадает в городскую канализацию, то невольно задумаешься, пить ли её...
КАК ПОПАДАЕТ ВОДА В МИНСК
Вилейский водоём находится на 90 метров ниже Заславля, и воду поднимают 5 насосных станций. Из Заславля она попадает в водопроводные сети «Минскводоканала». Оттуда - на предприятия столицы и в квартиры Фрунзенского, Московского и частично Октябрьского районов.
| |