|
Термин «электронная демократия» стал одинаково модным и в оппозиционных кругах, и в коридорах власти. В администрации президента создается управление по развитию электронной демократии, а оппозиция использует верифицированное онлайн-голосование для выборов коллегиального координационного органа. Что уже сделано и чего ждать в ближайшем будущем в России в этой области?
Десятого декабря 2011 г., когда десятки тысяч людей, скооперировавшись в основном через социальные сети, заполнили Болотную площадь, окончательно выяснилось, насколько выросло влияние интернета за четыре года, прошедшие между выборами. Сейчас каждый пользователь смартфона может за несколько минут зафиксировать на видео и выложить в интернет на обозрение миллионов сограждан увиденные им нарушения на избирательном участке - раньше это осталось бы только его личным знанием. Да и аудитория интернета за это время сильно выросла: если в 2008 г., по данным ВЦИОМ, интернетом пользовались 31% опрошенных россиян, то к марту 2012 г. их число выросло почти вдвое - 57%, а доля активных интернет-пользователей (тех, кто заходит во всемирную сеть каждый день) выросла в 3,5 раза - с 11 до 38%. А аудитория крупнейшего российского интернет-портала «Яндекс» в апреле 2012 г. впервые превысила аудиторию «Первого канала». Камерные выборы Неудивительно, что в администрации президента появилось управление, которое будет заниматься применением информтехнологий и развитием электронной демократии, причем курирует его старый соратник Владимира Путина, бывший министр связи Игорь Щеголев. Но самым ярким признанием возросшей роли интернета стала косвенная поддержка властью одного из требований, прозвучавших 10 декабря на Болотной. Писатель Борис Акунин (псевдоним Григория Чхартишвили) потребовал тогда оборудовать все избирательные участки видеокамерами, а через несколько дней эту идею (правда, как собственную) неожиданно озвучил тогдашний премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин. В результате всего за два с половиной месяца (из которых полмесяца пришлось на новогодние праздники) «Ростелеком» построил всероссийскую систему видеонаблюдения, охватившую почти все 90000 избирательных участков России. Государству эта система обошлась в 13 млрд руб. Именно камеры обеспечили честность выборов, уверены те, кто доверяет их результатам. Так думают, согласно опросам ВЦИОМ, 28% из тех, кто считает прошедшие выборы честными, - это самый популярный ответ на вопрос о причине их «честности». Тем не менее доверие избирателей к результатам выборов вновь снизилось (см.врез). Внедрение электронной демократии само по себе не повысит доверия людей к выборам, проблема скорее в менталитете, нужно научиться признавать выбор граждан, даже если он не совпадает с твоим собственным, рассуждает один из учредителей Фонда развития электронной демократии Иван Бегтин. Впрочем, видеонаблюдение нельзя назвать элементом электронной демократии, ведь оно не влияет на сам процесс выборов, считает Бегтин. В самом деле, оказалось, что видеонаблюдения для обеспечения честных выборов недостаточно. Несмотря на наличие видеозаписей с веб-камер, свидетельствующих о серьезных нарушениях на мартовских выборах в Астрахани, кандидату в мэры этого города Олегу Шеину не удалось добиться отмены их результатов в астраханских судах. Кстати, одним из аргументов Шеина было значительное расхождение результатов выборов с результатами голосования на участках, оборудованных элементами электронной демократии - так называемыми КОИБами (комплекс обработки избирательных бюллетеней), автоматизирующими подсчет голосов. ЦИК пытается внедрить КОИБы с 2004 г. В 2005 г. на выборах в Мосгордуму ими были оборудованы 22% избирательных участков. Сравнение результатов показало, что на этих участках явка избирателей оказалась на 5% ниже, а результаты партии власти - на 2-3% хуже. На последних выборах КОИБами было оборудовано лишь 5500 участков (около 6%). Равнение на Бразилию и Эстонию Многие страны осваивают электронные формы голосования в том или ином виде. Часто они становятся средством участия в выборах для соотечественников, находящихся вне страны. Так, около 100000 швейцарцев, живущих за рубежом, с 2008 г. принимают участие в голосовании через интернет. Возможность поучаствовать в выборах получали австралийские и румынские военные, расквартированные в Ираке. А в США с 1997 г. голосовать с орбиты могут астронавты, проживающие в Техасе (таковы законы этого штата). Голосование происходит с помощью электронной почты. В 2005 г. Эстония стала первой страной, внедрившей голосование через интернет на местных выборах, а в 2007 г. она провела общенациональные выборы с помощью интернета - тоже впервые в мире. В 2011 г. через интернет проголосовало около 15,4% эстонцев, или почти ¼ всех пришедших на выборы, следует из данных национального электорального комитета. А в Бразилии вот уже 12 лет все выборы полностью электронные, гласит сайт местного аналога Центризбиркома. Для голосования используются специальные компьютерные устройства, которые одной операцией выполняют идентификацию избирателя, безопасное голосование и подсчет голосов, что позволяет избежать многих видов мошенничества. Политические партии перед выборами получают доступ для проверки «софта» электронной урны. Несмотря на множество вопросов, связанных с безопасностью таких выборов, случаи электронного мошенничества на выборах в Бразилии неизвестны. Все началось с создания местным ЦИК в 1987 г. централизованной базы данных избирателей, чтобы иметь возможность выявлять случаи многократного голосования и другие нарушения. В 1994 г. все региональные избирательные комиссии были связаны в компьютерную сеть, что позволило регулярно проверять актуальность этого реестра и подготовить спецификации для системы электронных выборов. А в 1996 г. уже порядка 30% избирателей могли воспользоваться для голосования «электронной урной». При населении в 194 млн человек в Бразилии используется примерно 400000 электронных урн. Это позволяет узнавать результаты выборов в небольших городах в течение нескольких минут после окончания голосования. В результате если в 1989 г. подведение итогов выборов заняло девять дней, то в 2002 г. на это ушло всего 12 часов. Сейчас Бразилия сдает «электронные урны» в аренду соседям - Парагваю и Эквадору - и даже планирует запатентовать их. Российские реалии В узком смысле электронная демократия сводится к так называемому e-voting, т.е. внедрению онлайн-систем голосования, говорит Бегтин. При этом они не обязательно основываются на принципах представительной демократии, таких как «один человек - один голос». Так, с их помощью можно реализовать различные формы прямой демократии, от референдумов до так называемой «текучей» демократии (liqiud democracy). Эта форма подразумевает, что граждане при прямом голосовании по какому-то конкретному вопросу могут делегировать голоса тем, кому они доверяют. В более широком смысле в понятие электронной демократии часто вносят системы, вовлекающие граждан в процесс госуправления, как, например, общественное обсуждение законопроектов, объясняет Бегтин. Введение электронного голосования сталкивается в нашей стране и с устаревшим законодательством, рассчитанным исключительно на бумажную форму бюллетеней, замечает учредитель Фонда информационной демократии, бывший замминистра связи Илья Массух. Тем не менее, поскольку благодаря системе веб-наблюдения участки уже подключены к интернету по широкополосным каналам, можно будет создать единый реестр избирателей, говорит он. Избиратель сможет приходить на любой участок, его наличие в едином реестре будет проверяться удаленно. В идеале можно совсем исключить человеческий фактор - система может сама сканировать паспорт и проверять, есть ли он в реестре, не голосовал ли он уже, и проставлять отметку о выдаче бюллетеня. Это позволит полностью отказаться от открепительных удостоверений. По мнению Массуха, эта система может быть обкатана на региональных выборах уже в 2013 г. Еще одним новшеством может стать голосование по мобильному телефону, что может быть особенно важно для жителей удаленных районов, говорит Массух. Но в чистом виде электронное голосование сложно реализуемо для таких больших стран, как Россия, считает Бегтин, - в частности, потому, что многие жители страны не имеют доступа в интернет. За рубежом электронное голосование применяется в основном на уровне муниципалитетов, отмечает Бегтин. А в России системы электронной демократии могут быть полезны скорее как инструмент самоуправления в небольших замкнутых сообществах - ТСЖ, студенческих обществах и т.д. либо, к примеру, при проведении партийных праймериз. Возьмут на вооружение Методы электронной демократии берет на вооружение оппозиция, проводя что-то вроде праймериз - выборы в координационный совет оппозиции, намеченные на 20-21 октября 2012 г. Зарегистрироваться в качестве избирателя и принять участие в выборах можно будет как физически (придя на избирательные участки), так и через интернет. Основная сложность при интернет-голосовании - однозначная идентификация избирателя с одновременным сохранением тайны голосования, говорит председатель Центрального выборного комитета (ЦВК) этих выборов, создатель интернет-проекта democratia2.ru, депутат Екатеринбургской думы Леонид Волков. На предстоящих выборах оппозиции избиратель должен будет указать свои имя, отчество, фамилию и дату рождения и подтвердить их либо при помощи паспорта (фото с паспортом при онлайн-регистрации), либо с помощью цифровой подписи, либо сделав перевод со своей банковской карты на небольшую сумму (не более 10 руб.). Правда, российское законодательство предъявляет серьезные требования к хранению персональных данных. Поэтому данные преобразуются в уникальную хеш-сумму, преобразовать которую обратно в персональные данные невозможно, говорит Волков. Чтобы избежать подозрений в нечистоплотности, к работе в ЦВК были привлечены сооснователь «Яндекса» Илья Сегалович, один из «отцов рунета» Антон Носик и другие эксперты. Тем не менее Бегтин сомневается в репрезентативности выборов в координационный совет оппозиции. По его мнению, такие проекты могут быть нормально осуществлены только с поддержкой государства либо мощной партии, чтобы охватить даже жителей мелких населенных пунктов. Взрывной рост использования интернета привел к появлению в России людей, стремящихся привнести преимущества новых технологий в отношения между государством и гражданами, выстроить с их помощью потерянную обратную связь от общества к власти. И глядя, как растет число интернет-пользователей в стране, можно поверить, что обратного пути уже нет. Тем более что адепты электронной демократии есть по обе стороны.
| |