|
Госдума на осенней сессии собирается вернуться к обсуждению поправок в Гражданский кодекс. Поправки эти, кстати, уже принятые весной в первом чтении, вводят новое для российского законодательства понятие соседского права. Что это такое и чем оно всем нам грозит, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Гололобов: Соседи дают добро. Или не дают. Только после согласования с ними будут возможны любые крупномасштабные работы на своем участке. Это следует из предлагаемых поправок в Гражданский кодекс. Нельзя без согласия соседа строить дом или глухой забор, чтобы они затеняли соседский надел. Нельзя копать колодец, если вся вода в округе уйдет к тебе. Даже дерево нельзя сажать, если оно нарушит инсоляцию соседнего участка, отмечает главный редактор газеты «6 соток», депутат Госдумы Андрей Туманов.
Туманов: Надо понимать, что для того, чтобы пресечь спор в самом начале, нужно чтобы как минимум собственник, ваш сосед, дал вам разрешения на те или иные действия, которые могут ему повредить. Если он не против того, что вы построите пятиэтажный дом рядом с границей его участка, ну, наверное, ради бога, стройте.
Гололобов: Но ведь есть ситуации, когда не затрагивать интересы соседей не представляется возможным. У многих россиян участки в шесть соток. Чего бы там ни построить, ни посадить, всегда в какой-то момент суток, например, тень будет отбрасываться на соседний участок. Так вот, новый закон регулирует эти вопросы с учетом конкретных обстоятельств, рассказал адвокат, управляющий партнер Содружества земельных юристов Денис Литвинов.
Литвинов: Если действительно использовать, допустим, участок, находящийся посередине, иным образом, кроме как затенить смежные с ним участки, нельзя, то, конечно, нужно будет оценивать, насколько собственник вот этого центрального участка предпринял все возможные действия, чтобы минимизировать негативные воздействия на соседей.
Гололобов: А где критерии того, что можно, а что нельзя? Ведь насколько сильно загораживает дом солнце, все это каждый человек оценивает весьма субъективно. Но это не совсем так. На сам деле, есть четкие правила и регламенты, которые просто наши граждане не привыкли соблюдать, констатирует Андрей Туманов.
Туманов: Есть СНИПы, т.е. не надо думать, что каждый чих ты должен согласовывать. Но все, что выходит за рамки норм, это нужно согласовывать. Если вы строго по нормам строите, допустим, отступили пять метров от края границы, построили дом, и он высотой не более трех с половиной метров. Если вы это делаете, то, на мой взгляд, ничего согласовывать не надо.
Гололобов: В предлагаемых поправках есть некие положения, которые на первый взгляд идут в разрез с концепцией документа. С одной стороны, напомню, дачник вправе требовать от соседа выполнения строительных и прочих норм, а с другой стороны - «Собственник земельного участка должен претерпевать воздействие исходящих с соседнего земельного участка газов, паров, запахов, шумов, если оно не оказывает влияния на использование его земельного участка». Что значит «претерпевать», пояснил Денис Литвинов.
Литвинов: Т.е. если вам просто физически не нравится, что у вас кто-то на соседнем участке дымит, мясо жарит на открытом огне, но этот дым сам по себе вашему здоровью никак не угрожает, то вы обязаны это претерпевать. И жаловаться на это не можете. А если дымят уже в производственных масштабах, таким образом, что глаза слезятся, то, конечно, это воздействие уже допустимым не считается, оно должно быть прекращено в судебном порядке.
Гололобов: А еще поправки в Гражданский кодекс законодательно закрепляют принцип «что упало, то пропало», конечно, применительно к сельхозпродукции. Все упавшие с соседского участка на ваш фрукты, например, яблоки, и проросшие через забор овощи - те же огурцы и тыквы - юридически считаются вашими. Также вы получаете законное право обрубать проникшие с соседнего участка корни или растения.
| |