|
Качество скрипки зависит не только от искусности изготовившего её мастера, но и от используемой древесины
Швейцарский учёный профессор Фрэнсис Шварц из Федеральной лаборатории материаловедения и технологий нашёл простой метод изменения акустических свойств скрипки, заключающийся в обработке скрипичной древесины специальным грибком, сообщает «Компьюлента». Утверждается, что звук, извлекаемый из такого инструмента, становится подобен звуку скрипки Страдивари. Важнейшими характеристиками дерева для создания скрипки с идеальным тоном звучания считаются низкая плотность, большая скорость распространения звука и высокий модуль упругости. Знаменитый скрипичный мастер XVII-XVIII веков Антонио Страдивари использовал для работы древесину, произраставшую в особенно холодный период между 1645 и 1715 годами. Продолжительные зимы и холодные летние периоды заставляли деревья расти очень медленно и равномерно, что и обеспечивало низкую плотность и высокий модуль упругости. С тех пор скрипичные мастера могут только мечтать о материале с таким качеством тона. И вот теперь открытие профессора Шварца может сделать древесину подобного качества доступной для производства современных скрипок. Учёный обнаружил два типа грибка, Physisporinus vitreus и Xylaria longipes, которые разлагают норвежские ели и платаны (основные виды древесины, используемые в производстве высококачественных скрипок) до такой степени, что их тональные характеристики резко улучшаются. Обычно грибки уменьшают плотность древесины (что хорошо), но одновременно они, к сожалению, понижают скорость распространения звука в дереве. Уникальным свойством обнаруженных грибков исследователь называет то, что они постепенно разлагают клеточные мембраны, истончая их, но так, что даже в поздней стадии разложения дерево сохраняет свой прочный структурный каркас, в котором звуковые волны все ещё способны распространяться по прямой. Даже модуль упругости дерева не ухудшается, что является одним из важнейших критериев в производстве скрипок. Прежде чем подвергшееся воздействию грибка дерево поступает в производство, оно обрабатывается оксидом этилена (газ), который убивает грибок (мавр сделал своё дело). При помощи скрипичных мастеров Мартина Шлезке и Михаэля Ронхаймера из предварительно обработанного грибком дерева было сработано несколько скрипок. В 2009 году провели «слепой» тест: британский скрипач Мэттью Траслер играл по очереди на новой и аутентичной скрипке Страдивари 1711 года, стоя за занавесом. Полученные результаты (субъективной оценки) были совершенно удивительны. Профессиональное жюри и большинство аудитории решило, что творением рук Страдивари была именно новая скрипка: столь выдающимися оказались её тональные характеристики.
| |