|
В 2012 году на VIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино было подано 300 заявок из 55 стран мира. В результате тщательного отбора, в конкурсной программе будут представлены 40 картин из 28 стран.
Понятно, что просветительскую роль смотра при такой географии стран-участников переоценить невозможно. У многих может возникнуть недоумение, когда они обнаружат в каталоге рядом с названием фильма такие страны, как Азербайджан, Бахрейн и Курдистан-Ирак. Оказывается, в этих странах тоже снимают кино. Причем крайне дискуссионное и необычное. Азербайджанская Республика - государство в восточной части Закавказья, на юго-западном побережье Каспийского моря. Из-за близости с Россией и статуса бывшей союзной республики про кинематограф Азербайджана многим достаточно хорошо известно. 114 лет назад, зимой 1898 года в Баку состоялся первый показ «оживленных кинокартин» всем известных французских братьев. А весной того же года известный бакинский фотограф еврейского происхождения Александр Мишон снял в Баку свои первые увлекательные сюжеты. Затем все происходило стремительно, как и в большинстве других стран: создали систему кинопроката, открыли кинофабрику, появился звук, начинались войны, менялась власть, делились месторождения, а кино продолжали снимать.
В 2012 году режиссер Фариз Ахмедов в рамках Казанского кинофестиваля представил свой короткометражный игровой фильм «Маяк». История этой картины, по словам Фариза, отчасти биографическая (связана с близким другом режиссера). Это фильм про отношения двух несчастных и одиноких людей - отца и сына. Последний привязан к наркотикам, но данный факт в художественной ткани фильма - поверхность, на которую нанесен орнамент из традиций и современности, аполитичности и деликатного разговора на тему Человека. Фариз говорит, что ему «интересно делать кино про людей, их взаимосвязь, а также обращаться к рассматриванию ментальности азербайджанцев». Дипломированный кинодраматург, продюсер и режиссер Фариз Ахмедов закончил ВГИК (мастерская А.Прошкина). Режиссер кажется гармоничным во всем - от уважительной бережности к веку прошлому до философской немногословности настоящего.
Он любит и хочет снимать кино о дне сегодняшнем: «Я хорошо чувствую это время», - комментирует Фариз. И власти республики поддерживают молодых авторов, именно поэтому на базе киностудии «Азербайджанфильм» сейчас выпускается по 4-5 картин в год, рассматриваются варианты копродукции. А минимальный бюджет одного полнометражного фильма, выделяемого республикой, по словам Фариза, равен 1 миллиону долларов. Без тени кокетства режиссер признался, что на фестивале ему важна не столько награда, сколько общение, зрители и профессиональное мнение.
Бахрейн - это самое маленькое арабское (всего три крупных острова и множество мелких) Королевство-государство в Персидском заливе Юго-Западной Азии. В Бахрейне есть король - абсолютный и всегдашний монарх. Это крупный торговый порт, там развит туризм, производят алюминий и развит оффшорный банковский сектор, а до 2006 года выходными у островитян были четверг и пятница. Исламские традиции составляют культурное наследие Бахрейна, современная литература обращена к социальной и политической действительности, изобразительное искусство (живопись и ваяние) отличается «независимым бахрейнским стилем». А основные достопримечательности - Большая Пятничная мечеть, Национальный музей и Дом Корана - признаны шедеврами исламской архитектуры.
«Последняя капля нефти» Мохаммеда Яссима представлена в номинации «Анимационный фильм». По словам режиссера, месседж его творчества и этой работы в частности заключен в следующем: «Анимацию многие воспринимают так, будто она исключительно для детей. Я никогда так не думал. Поэтому, в своей работе я поднимаю проблемы, касающиеся всего мира. Война разрушает нашу вселенную и мой фильм - послание человеку, миру. Я обращаюсь к актуальной теме и адресую это взрослому населению планеты. Что будет, когда ресурс нефти окажется исчерпанным? На эти вопросы пора отвечать уже сейчас». Мохаммед также занимается редактированием видео и 3D графики. С 2002 года он работает редактором, графическим дизайнером и режиссером как профессионал (учился на курсах компьютерной графики) в области рекламы. Его короткометражная картина «Сила поколений» наполнена новыми техническими и визуальными эффектами, известными во всем мире. «Мой творческий метод обусловлен традициями родной мне страны. Я говорю о том, что нас волнует, какие у нас ценности и потребности. Словом, я снимаю фильмы о себе в контексте своего народа».
Экспериментальная комедийная короткометражка «Движение Тахрик» создана двумя бахрейнскими медиахудожницами - Аишей Аль-Муклой (сценарий) и Нурой Камал (режиссура). В фильме показывается, как семья и общество способны влиять на решения каждого человека, создавая, таким образом, преграду для достижения его целей.
Первая девушка изучала политику, а медийным искусством занималась в свободное время. Она работает журналисткой в медиасфере и является единственной арабкой, занимающейся кинопроизводством. «Огромное влияние на меня оказало творчество Дэвида Финчера и Тима Бертона. В Бахрейне занятие кино считается несерьезным делом, и традиционное общество воспринимает это как хобби. Но у нас очень открытый город и права женщин здесь не ущемляют. К сожалению, в области кинематографа нет законодательной базы. Зато дают гранты в различных областях. Я люблю свою страну, хотя у режиссера нет страны. Но я за то, чтобы современное искусство и кино здесь развивалось», - говорит Аиша. Режиссер Нура Камал начала свою карьеру еще в школьном возрасте. Она уже сняла полный метр и несколько документальных работ. Нура закончила факультет Мультимедиа технологий и дизайна в Западном Лондоне, где создала несколько экспериментальных видео и документальных работ. Параллельно с кинопроизводством Нура создает интернет-проекты, анимацию, музыку и фотографии: «Во мне очень сильны патриотические чувства, я хочу развивать киноиндустрию своей страны. Тем более, у нас есть для этого все возможности». Вместе с Аишей она основала мультимедиа агентство, занимающееся производством короткометражных фильмов и видеороликов. А еще обе художницы добавили, что если они будут снимать кино о любви, то: «Это точно будет грустная драма, а в конце обязательно смерть (Аиша). Это будет фильм не о романтических чувствах, а о родственных связях, семье - то есть истинной любви (Нура)».
Республика Ирак - государство на Ближнем Востоке. Там много нефти, природного газа, войны и политическая нестабильность. В Ираке проживают различные этнические и религиозные группы населения, традиции которых оказали влияние на иракскую культуру. Мусульманское мироощущение и философия лежат в основе жизнедеятельности общества. Наиболее высоко ценимым жанром творческого самовыражения в Ираке считается поэзия. Киноиндустрия Ирака развита слабо; в среднем ставится один полнометражный фильм в год. Популярностью у зрителей пользуются египетские, индийские, американские и итальянские кинофильмы. А Курдистан - этнографическая область на юго-западе Евразии, разделенный между шестью государствами, одно из которых - Ирак.
Короткометражную игровую картину «Далия» снял Шахаван Абдуллах, режиссерские и актерские работы которого широко известны, поскольку демонстрировались на фестивалях кино и ТВ программах по всему миру. «Ирак - место частных взрывов. Его жители пребывают в постоянном стрессе», - вот краткое и емкое описание новой работы Шахавана. «Далию» финансировало правительство Курдистана-Ирака, а съемки проходили в Сулеймании и Пардес-Хана-Каркуре.
«Кинематограф Ирака переживает сейчас самый сложный этап своего развития. Мы стремимся создать этапное кинопроизводство. В Ираке и Курдистане есть много известных режиссеров, один из них (Бахман Кубади) был даже членом жюри на Каннском фестивале. Картины многих других режиссеров были представлены на международных фестивалях в Дубае, Индии и других странах». Стоит отметить, что у Шахавана нет специального режиссерского образования: он закончил спецкурсы и стажировался в Ираке и Сирии. В планах у режиссера - снять полнометражный фильм, который прозвучал бы во всем мире. «Меня как автора волнуют темы гуманизма, мой взгляд обращен к человеку. Все свои короткометражные работы я посвящаю им. И немалое внимание уделяю вопросу о правах женщин, терроризму», - признается режиссер.
Все картины, представленные в этом обзоре, сняты в трех непохожих и космически далеких друг от друга странах. Применительно к авторам работ можно сказать ровно то же самое. Уважение к традициям, своим корням, искреннее желание работать и развивать кинематографию отдельно взятого государства - синхронная мысль каждого из этих режиссеров. При этом во всех четырех картинах есть как минимум один главный герой - зовут его Человек, и с ним постоянно что-то нет так.
| |