|
Как дальше будет жить «Ленфильм», находящийся последние годы в плачевном состоянии, решали во вторник в Москве. За одну концепцию ратовали продюсер Сигле и режиссер Сокуров, за другую - Совет директоров студии. В итоге большинство поддержало вторую, а Сокуров заявил, что «Ленфильм» теперь может обойтись без него.
Выбирали из двух концепций
Во вторник в Москве бурно обсуждали судьбу петербургского «Ленфильма». На общественное слушание было вынесено две концепции. Одну - концепцию Общественного совета «Ленфильма» - озвучивали режиссер Александр Сокуров и продюсер Андрей Сигле, другую - концепцию Совета директоров студии - глава Совета директоров Эдуард Пичугин и режиссер Сергей Снежкин.
Во вторник СМИ сначала рассказали о том, каким видит будущее «Ленфильма» Александр Сокуров. По его мнению, студия должна стать мощным производственно-образовательным центром, имеющим общенациональное значение.
«Это должна быть студия, разделенная на разные департаменты, которые работают под непосредственным управлением директора студии, художественного руководителя, художественного совета и совета директоров - неформальной структурой, которая в состоянии помочь студии. При этом составе совета директоров положение студии становится все хуже и хуже», - говорил Сокуров.
Главным же департаментом киностудии, по мнению режиссера, должен был стать департамент национального кино. Сокуров считал, что специализацией «Ленфильма» также может стать дебютное кино молодых режиссеров.
«Ленфильм может обойтись без меня»
Однако ближе к вечеру стало понятно, что большинство участников поддерживают не Сокурова и Сигле, а Снежкина и Пичугина. Причем, даже Общественный совет студии, концепцию которого вроде бы и представлял Сокуров, неожиданно оказался на стороне Совета директоров. В частности, об этом рассказала председатель Общественного совета Светлана Кармалита.
Узнав об этом, Сокуров заявил, что «Ленфильм» теперь может обойтись без него.
«Я, конечно, отойду в сторону, если они смогут что-то сделать со студией - пожалуйста», - сказал режиссер и добавил, что напоминает себе человека, к которому «перед бродом подошли и попросили перенести, потому что сил нет, а теперь он не нужен».
В свою очередь Андрей Сигле сказал, что ни его, ни Сокурова не позвали, когда было принято решение о поддержке другой концепции, к тому же подавляющее большинство членов совета не пришли в четверг на заседание.
Сигле считает, что в Общественном совете киностудии произошел раскол, передает РИА «Новости».
Не искусство, но финансы
Чуть позже Андрей Сигле рассказал «Интерфаксу», что его сейчас беспокоят не только творческие разногласия с коллегами, но и финансовая деятельность «Ленфильма». Продюсер признался, что «давно располагает доказательствами финансовых нарушений на "Ленфильме", до сих пор "надеялся, что все удастся решить внутри студии", но теперь "видит, что это не получится" и планирует обратиться в прокуратуру.
Отметим также, что презентацию концепции Совета директоров предварял пятиминутный документальный фильм, рассказывающий об истории "Ленфильма" и нынешнем его бедственном положении. Там, в частности, была информация о закупленном для звукоцеха оборудовании якобы на сумму 8 млн долларов, которое в итоге оказалось некачественным.
Андрей Сигле назвал эту информацию ложью, отметил, что она нанесла вред его деловой репутации, и пообещал подать в суд на Совет директоров.
"Та концепция просто лучше"
Что же случилось во вторник в Москве, когда и почему в Общественном совете петербургской киностудии произошел раскол, газета ВЗГЛЯД спросила его председателя Светлану Кармалиту.
По ее словам, все дело в том, что концепция, подготовленная Пичугиным, просто оказалась лучше. А вторая была более небрежна и "неподробна".
"Сколько же можно кричать: отдайте нам золотую нашу коллекцию фильмов?.. А концепция Совета директоров подробно описывает путь, по которому можно вернуть, по-моему, 80 процентов поступивших денежных средств от нее", - привела она один из примеров.
По словам Кармалиты, предложения Совета директоров (Пичугина) еще в декабре прошлого года были восприняты коллективом положительно, но это был еще не завершенный проект. А затем Общественный совет студии решил начать разрабатывать свою концепцию, мол, изнутри ситуация виднее. Поручили это как раз Андрею Сигле. Поддерживал его Александр Сокуров.
Общественный совет также был "за", но на тот момент еще не было готовой концепции от Совета директоров. А когда министр культуры Владимир Мединский по просьбе Кармалиты прислал ее, оказалась, что она лучше.
И уже 6 сентября, а не 11-го, большая часть членов Общественного совета "Ленфильма" приняла решение поддержать именно ее (Сигле и Сокуров на том собрании не присутствовали).
Самое главное различие в двух проектах - это представление о том, чем должна заниматься студия, говорит Кармалита.
"Господин Сигле настаивает на варианте, чтобы „Ленфильм" выпускал кино авторское, то есть артхаусное, историческое и детское, с чем мы абсолютно не согласны и спорили по этому поводу всегда", - признается наша собеседница.
По ее словам, Сигле и Сокуров "все время говорят о величии студии", призывают возродить "дух того „Ленфильма, но забывают о том, чем был славен ‘Ленфильм’ долгие годы.
‘Это ‚Дама с собачкой, это "Солдаты" Иванова, это "Монолог" и "Чужие письма" Авербаха, это Козинцев...‘ - перечисляет Кармалита.
То есть, речь идет о драме, мелодраме, комедиях и т.д.
‚Где этой актерской школе найти место в артхаусном кино, предположим? И вам не кажется, что это слишком узкие рамки? - вопрошает она. - А потом, как можно прогнозировать, что в 2014 году киностудия "Ленфильм" выпустит пять артхаусных картин?.. Авторскими картины называются, в общем-то, больше по результату, а не по прогнозированию...‘.
По словам Кармалиты, эти противоречия проявились уже давно. Сокуров несколько раз говорил ей, что выйдет из Общественного совета, его вроде бы уговорили остаться, но потом он якобы говорил, что таки вышел из совета.
‚В его позиции сложно разобраться. Но я хочу сказать сейчас о другом. Есть две концепции, которые имеют отношение к тому, выживет студия или нет. Они во многом похожи. Ну, так соберитесь вместе, сделайте одну общую, цели то у всех одни! В чем проблема? Откуда такое лютое неприятие?‘, - подчеркнула она.
Что касается личных отношений с Сокуровым, по словам Светланы Кармалиты, на сегодняшний день ‚они прерваны‘.
‚Я на стороне Сокурова‘
Напомним, в начале июля обсуждение судьбы ‚Ленфильма‘ также закончилось скандалом. Заседание с участием замминистра культуры России Ивана Демидова тогда покинули несколько известных деятелей кино, в частности, Александр Сокуров и Дмитрий Светозаров.
Светозаров объяснил это решение тем, что в какой-то момент им стало известно ‚о некой неизвестной для нас параллельной деятельности будущего "Ленфильма", за которой стоят люди из Москвы‘.
Газета ВЗГЛЯД попросила режиссера прокомментировать и сегодняшний скандал.
‚Я, безусловно, на стороне Общественного совета - того совета, который представлял собственное видение будущего "Ленфильма" (Сигле и Сокурова - прим. ВЗГЛЯД). Андрей Сигле просто представлял эту концепцию, но она - плод коллективного труда и коллективной воли, в общем-то, всего совета‘, - признался Светозаров.
О словах Светланы Кармалиты режиссер сказал, что был удивлен, услышав их.
‚Это для меня неожиданность. Я хочу дождаться приезда Андрея и Саши Сокурова и выяснить, что же произошло. Потому что раньше на всех заседаниях Совета Светлана Игоревна поддерживала нашу концепцию... Пока не разберусь, я не могу это комментировать‘.
Что касается поддержки альтернативной концепции, данный факт не вызвал у Светозарова удивления: ‚К сожалению, решение принимали люди, далекие от искусства, чиновники министерств, на балансе которых находится "Ленфильм" - как это ни удивительно, но старейшая студия страны, культурный символ Петербурга находится на балансе Госкомимущества и Минэкономики. Это экономисты, которые рассматривают исключительно какие-то холодные цифры, не учитывая культурных традиций, имиджа города и т.д. Поэтому мы и не признавали этот Совет директоров. И одновременно я понимал, что рано или поздно их точка зрения: экономическая, финансовая возьмет верх‘, - признался известный кинорежиссер.
РИА ‚Новости‘ в свою очередь сообщают, что концепцию Совета директоров поддержали не только экономисты, но и, например, режиссер Федор Бондарчук, режиссер Алексей Герман-младший, продюсер Сергей Сельянов и другие.
Добавим, что согласно ей, студийный комплекс должен превратиться в продюсерский центр, который будет привлекать заказы, возможно, при поддержке Фонда кино, и предоставлять оборудование и площадки для производства фильмов.
Но окончательное решение о судьбе старейшей кинофабрики страны может принять Министерство культуры и правительство России.
| |