|
Завершившийся 69-й Венецианский кинофестиваль своими итогами обрадовал и разочаровал. Обрадовал несколькими яркими лентами, а разочаровал странным, далеким от объективности выбором жюри, которое, в частности, «не заметило» талантливого русского фильма «Я тоже хочу»
Список претензий к арбитрам велик. Так, они проигнорировали виртуозную картину американца Хармони Корина «Отвязные каникулы», которую российский зритель вряд ли увидит в кинотеатрах - слишком она радикальна, сексуальна, перенасыщена алкоголем и насилием. Хотя головокружительная гульба во Флориде четырех безбашенных школьниц в бикини есть на самом деле сокрушительная насмешка над обществом потребления, развлечения и телевизионной пошлятины. С другой стороны, жюри явно переоценило фильм «Мастер» Пола Тома Андерсона - постановщика именитого, но в данном случае повода для приза «за режиссуру» не наблюдалось.
Жюри параллельного конкурса «Горизонты» проглядело выдающуюся картину Алексея Балабанова «Я тоже хочу», а наградило трехчасовую документальную ленту известного китайского режиссера Ван Биня «Три сестры», отвечающую фестивальным стереотипам: здесь не без эстетства смакуются «живописные» подробности истории о бедных детях, живущих без родителей в землянке, завшивленных, ковыряющихся в грязи... А фильм Балабанова оказался для судей еретически «прост». Есть некая Колокольня Счастья. Все про нее знают, но никто из зоны, где она расположена, не возвращался. И вот бандит, его друг, его отец, музыкант и девушка-проститутка направляются туда. Еще не зная, что искомое счастье - в счастливой смерти, и то только если Колокольня тебя примет.
Главной награды, «Золотого льва», удостоилась «Пьета» корейского режиссера-классика Ким Ки Дука - новый вариант притчи о мытаре. Сирота, выросший извергом, вышибает долги из людей, но поскольку денег у тех нет, он их жестоко калечит. Неожиданно одна из женщин называет себя его матерью, хотя на самом деле она - мать одного из тех, кто стал жертвой изувера и покончил с собой. Закручено, пожалуй, слишком хитро, отчего притча превращается в вычурную игру.
Главным же художественным событием конкурса стала гениальная картина Ульриха Зайдля «Рай: Вера», о католической фанатичке Анне-Марии (выдающаяся работа Марии Хофштеттер). Время своего отпуска она использует для обращения венских обывателей к праведной жизни. С полуметровой статуей Мадонны Анна-Мария стучится в двери незнакомцев, нарываясь на грубость и иронию, в минуту отчаяния даже плюя на Распятие, а потом прижимая его к груди и оплакивая свой грех неподдельными слезами...
| |