|
По мнению специалистов, без вторичного освоения городского пространства не обойтись; это будет стоить достаточно дорого, но другого пути нет
Владивосток продолжает развиваться в логике советского времени, хотя живет в новой идеологической парадигме. В ней не осталось места для «комсомольских строек» и смиренного отношения к ужасным бытовым условиям. Зато все чаще слышатся разговоры о комфортной среде обитания, современной инфраструктуре, пишет газета «Конкурент».
Когнитивный диссонанс, возникающий при столкновении мечтаний и устремлений жителей с реальностью, сводит на нет идеологию благих начинаний.
Если завести с архитектором разговор о стиле, тот удивится наивности. «Стиль, образное решение - это все историки придумали. Архитектор о стиле не думает. Даже самый оригинальный проект - это просто сумма ограничений. Тут коммуникации идут, здесь объект ГО, а тут мы буквой "зю" изогнулись, потому что... - тут он обязательно вздохнет и разведет руками, - инсоляция!» Этим словом (в переводе на человеческий означающим «не застить свет соседнему дому») зодчие ухитряются объяснить любую несуразицу своего детища. И поди поспорь.
Кроме вполне законных ограничений (проект надо утрясти с историками, экологами, пожарными), есть еще десятки удивительных согласований. В ситуации, когда решающим для проекта качеством является «проходимость», думать об эстетике бедному зодчему действительно недосуг. Что позволило Валерию Моору, заслуженному архитектору России, обобщить: «Это в СССР все было просто: строился завод, а вокруг него - поселение, подчиненное обслуживанию предприятия. Сейчас стало ясно, что мы живем не ради завода. А какие у нас цели, чего мы хотим?»
Всем очевидно, что надо искать некую «золотую середину», но вот во мнениях о том, каким способом надо вести поиск, участники рынка расходятся. Ведь архитектура всегда была вовлечена в создание новых идеологий. Например, сталинская архитектура, как, впрочем, и хрущевская, очень точная иллюстрация состояния общества и его устремлений. В первом случае - величие историзма, во втором - уравнительная утопия вплоть до стандартизации. Современная владивостокская архитектура - это, безусловно, архитектура времен неолиберализма. Она больше про деньги, нежели про красоту. Власть слаба, и потому девелоперы могут строить что хотят. Разглядывая новое здание, уместнее говорить о квадратных метрах, степени влиятельности застройщика и его жадности, чем о фасадах.
Можно с сожалением признать, что в 2000-е архитекторы, за редким исключением, стали придатком девелоперских компаний. Они брались за заказ любой неадекватности по принципу «лучше сделаю я, чем кто-то хуже меня». А каким мог бы быть Владивосток, если бы все архитектурные решения принимали сами архитекторы?
«Большая беда - это непрофессионализм решений, касающихся обустройства городской среды, - считает Людмила Родионова, главный архитектор ООО "Архитектурная мастерская Родионова". - У нас любят над людьми эксперименты ставить. Сделали - не понравилось, начали переделывать. Совершенно не продумана система движения пешеходов. Не построили дорогу вдоль Амурского залива, которая по Генплану является дублером. В результате в центре города мы имеем поток грузового автотранспорта. А одностороннее движение, парковки на проезжей части в несколько рядов? Все это от непрофессиональных попыток, отсутствия системы. Вырвали кусок из общего контекста Генплана, и в итоге такие противоречия...»
Владимир Родионов, директор ООО «Архитектурная мастерская Родионова»: «За последние 20 лет, по большому счету, ничего построено не было (не беря во внимание объекты саммита). Сложный рельеф, дорогая инженерная инфраструктура, отсутствие заказчиков-инвесторов - все это приводит к застою в градостроении. Градостроительная политика Владивостока находится в кризисе. Я был в Екатеринбурге, вот там есть на что посмотреть, город строится большими темпами».
Ирина Самойленко, главный архитектор мастерской территориального планирования ОАО «Приморграждан-проект»: «На улицах города мы видим порой несуразную застройку, "режут" взгляд неожиданно возникающие здания, перекрывающие виды на море, уничтожающие ранее существовавшие зеленые уголки города. А ведь, прежде всего, город оценивается жителями с точки зрения комфортности проживания в нем. Недостатки окружающей городской среды каждый ощущает на себе. Их много, и некоторые из них, к сожалению, почти непоправимы. В частности, сверхплотная жилая застройка в ущерб строительства социальных объектов, перенасыщенность транспорта на придомовых территориях, отсутствие мест отдыха и пр. А комфорт для горожанина - это удобное жилье, возможность быстро добраться до места работы, наличие рядом с домом детского сада, школы, объектов обслуживания, скверов, парков, крытой парковки для автомобиля».
«Раз уж зашел разговор о кризисе градостроительной политики, значит, она, то есть политика, имеет место быть! А ведь еще недавно единственным и неповторимым градостроителем в нашем городе мог быть только один человек и занимала его совсем другая политика, - заявляет главный архитектор ООО "Архитектурная мастерская Мамонова" Павел Мамонов. - Город - система неустойчивая, подверженный изменениям и во времени, и в пространственных аспектах. Сегодня мы стоим на пороге качественного скачка - нас уже не устраивает та городская среда, которая еще вчера казалась приемлемой».
По убеждению профессионалов, исправить положение можно, если, во-первых, распространить конкурсы архитектурных решений повсеместно и превратить их в реальное соревнование архитектурных идей. Во-вторых, инвесторы и строители должны тщательнее следовать проектам. Для этого должны быть установлены четкие архитектурные регламенты, за рамки которых нельзя выходить. Архитектура состоит из проекта, градостроительного решения и качества исполнения. «А ведь построенное здание, как плохую картину, в запасниках не спрячешь, вот и стоит монстр, выпячиваясь из общего архитектурного облика», - говорит Родионов.
Валерий Моор: «Сейчас большие средства тратятся на реконструкцию и ремонт фасадов зданий, в то время как окружающие объекты благоустройства находятся в жутком состоянии. В большинстве жилых районов асфальтовое покрытие площадок и дорожек сделано еще в советский период и с тех пор не обновлялось. Какой смысл "наводить красоту" и красить кирпичные фасады, которые простояли и простоят еще десятилетия, при этом выглядят достаточно естественно и нормально?
Построенные к саммиту мосты и дороги, к сожалению, не оказали существенного влияния на его транспортную структуру. Пробки как были в городе, так и остались. Необходимо дальнейшее развитие транспортной системы в соответствии с Генеральным планом: строительство новых дорог (в частности, вдоль побережья Амурского залива), также "шунтирование" существующих транспортных артерий. При этом важно опережающими темпами строить подземные парковки, поскольку без этого не решить транспортные проблемы. Сейчас наши улицы используются как парковки, что резко сокращает их пропускную способность.
Сейчас на повестке дня стоит парадигма, в центре которой стоит человек, тотальное преобразование городской среды. Это будет стоить достаточно дорого, но другого пути у нас нет. Без вторичного освоения городского пространства не обойтись. В частности, есть необходимость раскрытия города к морю, выноса промышленной зоны из акватории бухты Золотой Рог. Организация здесь системы общественных пространств, с размещением объектов культуры и отдыха. Совсем недавно такое решение казалось совершенно невозможным. Однако в последнее время архитекторы все чаще говорят о такой перспективе, был даже проведен конкурс на разработку идеи реконструкции северного побережья бухты Золотой Рог. К сожалению, реконструируется лишь небольшой участок в районе 178-го завода, а на остальной части решено модернизировать производство. Решение это ошибочное и "бесперспективное в перспективе", т.к. оно противоречит основополагающим принципам эволюции города».
| |