|
Артем Шишков играл перед королевой Бельгии и прохожими в Париже
Уже третий года Артем Шишков живет в Вене и учится в аспирантуре Университета музыки и исполнительских искусств. К своим 28 годам Артем собрал внушительную коллекцию лауреатских премий множества международных конкурсов. Последняя победа - 6 место (а это лауреатское звание) на конкурсе королевы Елизаветы. В этом году юбилейный 75-й конкурс оценивал только скрипачей. Шишков был сначала в числе 78 конкурсантов, которые были отобраны жюри заранее, затем вышел в финал, где соревновались 12 музыкантов. В итоге получил шестую премию и внимание, и любовь всей Европы.
Правда, самому конкурсу предшествовала настоящая борьба за... инструмент, на котором Артем должен был играть в Брюсселе. Лучший белорусский скрипач претендовал на ту скрипку, которую государство купило за 230 тысяч долларов. Шишков сам выбирал ее в Лондоне. Но бюрократическую машину получилось преодолеть далеко не сразу. На прошлой неделе Артем был в Минске и снова решал судьбу скрипки.
- Забрали у вас скрипку?
- Оставили до 14 декабря. В этот день я сыграю на 75-летнем юбилее Академии музыки. Думаю, после этого придется отдать. Весной конкурс Ельского, она понадобится нашим конкурсантам.
- И что вы будете делать с инструментом дальше?
- Есть несколько вариантов. В Европе есть довольно много фондов, в которых можно взять инструмент. Со статусом лауреата конкурса королевы Елизаветы не думаю, что у меня будут проблемы с выбором скрипки.
- А вы когда-нибудь сможете купить себе инструмент?
- Все зависит от того, какой. Хороший инструмент можно купить и за 50 тысяч долларов, а можно и за 7 или 10 миллионов. Хотелось бы иметь свой инструмент. Но сейчас практика, когда инструмент покупает спонсор и передает музыканту в пожизненное пользование, очень распространена. Просто это очень хорошее вложение денег. Инструменты растут в цене постоянно.
- Чем старше, тем дороже?
- Смотрят основные три критерия. Первое - имя. Страдивари сразу будет стоить несколько миллионов. Второе - целостность инструмента, количество трещин, его состояние. И только на третьем месте стоят его звуковые качества. Есть масса скрипок, которые не хуже Страдивари, но они не так раскручены.
- Вы единственный белорусский музыкант, который играл на скрипке Страдивари (несколько лет назад на фестиваль Башмета в Минск привезли несколько уникальных скрипок. Артем играл концерт в филармонии на инструменте, который сделал самый знаменитый мастер Страдивари - прим. ред.)
- Единственный? Серьезно? Это было здорово. Скрипку охраняли круглосуточно, поэтому охранники были все время в классе, пока я занимался. Ее возили в бронированном...
- Автомобиле?
- Футляре. Но автомобиль тоже был бронированный.
- Страшно было прикасаться к инструменту за 5 миллионов долларов?
- Страха никакого не было - было ощущение радости и трепета. У этого инструмента была необыкновенная энергетика, он звучал в лучших залах мира. Я получил громадное удовольствие - такой инструмент дает возможность воплотить на сцене все свои идеи.
Но тогда сложилась просто экстремальная ситуация. Я не должен был играть концерт Моцарта, но солист, которого ждали из-за границы, не смог прилететь. Концерт надо было спасать, и меня попросили сыграть концерт Моцарта всего за сутки. А я не играл это произведение больше года.
- А сколько сочинений вы держите в голове?
- Есть много произведений, на повторение которых мне нужен всего один день. Концерт Чайковского могу прямо сейчас сыграть наизусть, хотя последний раз играл его в мае. Даже если бы год я его не играл, все равно вспомнил бы сразу. И таких произведений довольно много. К примеру, на конкурсе королевы Елизаветы вся конкурсная программа была около 3 с половиной часов. И практически всю нужно было держать в голове.
НАГРАДА ЗА ПЕРВЫЙ КОНКУРС - ПЛЮШЕВАЯ ОБЕЗЬЯНА
- Это был какой по счету ваш конкурс?
- Скажу точно - тринадцатый, на котором я стал лауреатом. А были еще конкурсы, где я становился только дипломантом. Первый раз на конкурс поехал в восемь лет. Это был конкурс Дварионаса в Литве. Я тогда был самым младшим участником и взял приз «Надежда». Мне вручили огромную плюшевую обезьяну, и я был счастлив.
Но я не считаю, что конкурсы - это то, чем нужно жить музыканту. Это средство достижения своей цели. Злоупотреблять этим нельзя. Есть музыканты, которые только этим и живут, играют по 15 конкурсов в год и так зарабатывают деньги. Это имеет мало общего с искусством.
- А какова ваша цель?
- Я хотел, чтобы меня заметили - агенты, импресарио, чтобы у меня появились приглашения на выступления, концерты. Я приехал в Вену три года назад, когда мне было 25 лет, уже взрослым музыкантом. А в Европе замечают молодых от 16 до 20 лет. Я давал, конечно, концерты. Но это все было не постоянно.
- И что вам дало лауреатское место на конкурсе королевы Елизаветы?
- Конкурс королевы Елизаветы - один из самых престижных в мире. Первое приглашение я получил, спускаясь со сцены в финальный день. А потом приглашения пошли одно за другим. Я уже играл в Бельгии раз пять, в Америке, Норвегии, Швейцарии.
- На своем самом первом конкурсе вы уже знали, что скрипка - ваше будущее?
- Тогда, конечно, не думал об этом. Любил, как любой мальчишка, побегать, поиграть. А заниматься на скрипке в какой-то момент стало привычкой, которую я вырабатывал с пяти с половиной лет. Спасибо папе, что он меня постоянно контролировал. Я привык к тому, что два-три часа в день нужно отдать скрипке.
- Вы все эти годы занимались у одного педагога?
- Да, Эдуард Викторович Кучинский в пять лет уговорил моих родителей отдать меня на скрипку, а не на фортепиано. Я у него занимался и в музыкальном колледже, и в академии музыки, и в магистратуре.
- А стали бы пианистом, проблем с инструментом не возникло бы.
- Пианистам тоже тяжело: они играют на разных инструментах, к которым нужно каждый раз привыкать за полчаса. Только великие Горовиц или Рихтер могли себе позволить за собой возить свой рояль.
СПИВАКОВ ПРОСИЛ КУПИТЬ МНЕ СКРИПКУ
- Проблемы со скрипкой у вас проявились на конкурсе Чайковского. Обидно тогда было из-за слабого инструмента не попасть в финал конкурса? Вы ведь были фаворитом у скрипачей.
- Я тогда об этом не думал. Я всегда стараюсь абстрагироваться от подобных оценок. Я, естественно, расстроился от того, что не попал в финал, я рассчитывал на это.
- Но причина была только в инструменте.
- Да. Но, как говориться, нет худа без добра. Владимир Спиваков написал письмо Александру Лукашенко, после чего приобрели хороший инструмент.
- Правда, ушло на это почти пять лет. И эту скрипку вы выбирали со своим педагогом в Лондоне.
- Да, мы отсмотрели пять или шесть прекрасных инструментов. У нас было всего три дня, и было сложно сделать выбор. В итоге мы остановились на двух скрипках и решили послушать их в зале. Тогда Гварнери оставил позади всех своих конкурентов. Сомнений уже не оставалось.
- Вы представляли, что не сможете на ней играть, когда вам понадобится?
| |