|
Выставка «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе» дает понять, как один из главных идеологов и вождей искусства второй половины ХХ века пытался пробудить в людях потребность ваять себя и социальные отношения
Выставка Йозефа Бойса в Московском музее современного искусства открывается, как и все его выставки, портретом самого художника - 14 минут он в упор смотрит на зрителя с экрана. И это красиво, значительно, осмысленно. Можно сказать даже, что лучшее произведение Бойса - он сам, его лицо и сутулое тело. Он появляется на выставке многократно - на фотографиях, в записях перформансов, на плакатах. В непременном шутовском котелке, жилетке и длиннополом плаще Бойс узнаваем, как Че Гевара в берете, и почти так же популярен среди тех, кто покою предпочитает свободу. Его образ каноничен, он арт-икона послевоенного времени. Главным своим произведением, судя по высказываниям Бойса, он и должен был считать себя. Не таким, как родился, а как сам себя сделал, сформировал, т.е. буквально придал форму своему социальному телу. Все остальное, что привезли в наш музей из музеев берлинских и немецких частных собраний, совсем не эстетично и не слишком выразительно: множество небрежных рисунков, грубые каменные глыбы, нелепый войлочный костюм, желтая лампочка, воткнутая в лимон, две швабры. Просто глазеть на это довольно бессмысленно, но куратор «Призыва к альтернативе» доктор Ойген Блуме выстроил экспозицию безукоризненно - здесь есть все, чтобы понять Йозефа Бойса, сбитого летчика люфтваффе, взявшего на себя роль утешителя среди лежащей в руинах - реальных и идеологических - Европы, социального философа-утописта, общественного деятеля, ученика антропософа Рудольфа Штайнера, верящего в духовное начало в человеке и его творческие способности к преображению себя и построению гармоничного, справедливого социума. Уверенного, что рационализм уничтожает духовность. Если читать все цитаты из Бойса, воспроизведенные на стенах залов, и объяснения, короткие, но емкие и понятные, к каждому разделу, то все картинки и предметы обретут смысл и значение. Зритель войдет в диалог с художником - а Бойс считал своим делом говорить со всеми, кто к нему обращался, - и вместе они сотворят произведение искусства. «Мои вещи становятся понятны только в связи с моими идеями», «Мое расширенное понимание искусства - это возможность справиться с существующим положением вещей», «Идейная война с самим собой была бы самым желанным миром». Если довериться Бойсу и пойти за ним, то в рисунках откроются мысли, лампочка в лимоне зажжется солнечным светом, воск и войлок залечат раны, каменные глыбы превратятся в живые деревья, а инсталляция «Трамвайная остановка» окажется не кучей железа, а плачем по детству. До 14 ноября
| |