|
В программе V фестиваля, вопреки уже заведенной традиции, отсутствуют произведения современных композиторов.
Валерий Гергиев вспомнил, что III фестиваль, на котором было исполнено произведение современного композитора Софии Губайдулиной, открывал обновленное здание Самарского академического театра оперы и балета.
«Мы тогда еще совершенно не знали акустики нового зала, и, конечно, это был большой риск», - сказал Валерий Гергиев. Но с другой стороны, Самара оказалась в числе тех немногих городов-счастливчиков, в которых прозвучал «Концерт для скрипки с оркестром номер два», произведение очень неоднозначного и выдающегося современного композитора Софии Губайдулиной. «Сейчас мы уже знаем, что акустика в новом зале достаточно хорошая, и в прошлом году, как мне показалось, Малер очень убедительно звучал», - сказал Гергиев.
Валерий Гергиев остается верен себе и, не заигрывая с публикой общедоступными классическими «хитами», выстраивает программу фестиваля всякий раз исходя из собственной логики. Концертная программа V фестиваля, по словам маэстро, сбалансирована и разнообразна: Симфония № 2 Брамса и «Фантастическая симфония» Берлиоза - два очень разных произведения, Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева - эти музыкальные шедевры в программе двух концертов первого фестивального дня. 13 сентября на благотворительном концерте прозвучит III картина оперы «Зигфрид» Вагнера. Опера «Зигфрид» - третья в грандиозном сценическом цикле Вагнера, тетралогии «Кольцо Нибелунга», основанной на сюжетах германо-скандинавских мифов. К поздним произведениям Вагнера, в числу которых входит тетралогия, неоднозначно относились даже величайшие композиторы XIX в. Для многих были непривычны главенствующая роль оркестра и незнакомый музыкальный язык. В конце ХIХ в. в Москве была предпринята попытка поставить «Зигфрида», но через восемь представлений спектакль сняли с репертуара. В Мариинском театре все четыре оперы «Кольца Нибелунга» - «Валькирии», «Зигфрид», «Гибель Богов» и «Золото Рейна» - увидели свет с 1900 по 1905 гг. Мнения зрителей и критиков были не самыми лучшими, многих смущала традиционная немецкая режиссура. В 1911 - 1913 гг. «Золото Рейна» и «Гибель Богов» появились в Большом театре в Москве. Но после 1914 г. «Кольцо Нибелунга» больше не звучало в России, а с 40-х гг. Вагнера перестали исполнять из-за пристрастия к его музыке Гитлера. В конце 90-х Валерий Гергиев возродил в Мариинском театре традицию постановок вагнеровских опер, на российскую сцену вернулась и тетралогия на языке оригинала. «Значение вагнеровских опер в репертуаре любого театра мира, особенно тех, что считают себя театрами первого класса, трудно переоценить», - говорит Гергиев. В концертной программе V фестиваля, помимо постоянных исполнителей - хора и оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева, принимают участие солисты Мариинского театра - лауреат международных конкурсов Злата Булычева (меццо-сопрано), которая уже не в первый раз приезжает на фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», и заслуженная артистка России, ведущая солистка Мариинского театра в вагнеровском репертуаре Ольга Сергеева (сопрано), которая выступит сегодня на благотворительном концерте. За несколько дней до открытия в программу фестиваля несколько раз вносились изменения, согласно которым все ожидали знакомства с молодой оперной певицей Аидой Гарифуллиной, но только на пресс-конференции выяснилось, что из-за болезни певица не смогла принять участие в фестивале. Дебютом в Самаре станет выступление тенора Саймона О' Нила, оперного певца из Новой Зеландии. Как признался Валерий Гергиев, вместе им выступать еще не приходилось, но, по мнению мировой музыкальной общественности, молодой оперный певец считается одним из лучших теноров-героев. Международная пресса охарактеризовала его как «вагнеровский тенор своего поколения» и «голос гиперэнергии». Вместе с Ольгой Сергеевой Саймон О' Нил будет солировать в III части оперы «Зигфрид». Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» - единственный из трех существующих в России проходящий не на столичной сцене. Два других фестиваля проводятся в Москве и Баку. Но с другой стороны, именно фестиваль, созданный по инициативе Валерия Гергиева и поддержанный Самарским областным правительством, стал первым фествиалем памяти Ростроповича. «Два российских города постоянно оспаривают друг у друга Ростроповича, это Нижний Новгород и Самара. Но так получилось, что Галина Вишневская благословила создание фестиваля именно в Самаре», - сказал Валерий Гергиев.
Что касается сотрудничества Мариинского театра и Самарского театра оперы и балета, то соглашение, о котором время от времени вспоминали в течение всего прошлого театрального сезона, еще не подписано. «Об этом пока рано говорить, - сказал Валерий Гергиев, - ваш театр пока только входит в нормальный ритм. С другой стороны, у Мариинского театра запланировано 760 выступлений по всему миру. Как распределить силы? Любой театр - это сложный организм, и нужен четкий, обстоятельный план. Быстро такое соглашение составить невозможно». С другой стороны, как признался маэстро, самарская публика, по его мнению, давно готова к появлению не только шедевральных, проверенных временем спектаклей, таких, как, например, «Хованщина», который на протяжении многих лет не сходит с афиш театра, но, возможно, и к более новаторским, в чем-то шокирующим спектаклям Мариинского театра.
Ежегодный Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», основанный по инициативе Художественного руководителя-директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и губернатора Самарской области Владимира Артякова, задуман как посвящение Мстиславу Ростроповичу, ушедшему из жизни в 2007 г.В память о музыканте звучат бессмертные произведения великих композиторов в исполнении одного из лучших оркестров мира - Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. Мстислав Ростропович любил Самару, и многое в его творческой судьбе было связано именно с этим старинным русским городом. Он выступал здесь в 1973 г. перед отъездом из Советского Союза, а в 1996 г., «реабилитированный» новой властью, открывал в Самаре филармонический сезон. Позже он подготовил в Самарском академическом театре оперы и балета мировую премьеру оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного» и приезжал сюда с солистами Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиатами собственного фонда. Этот фестиваль еще раз напоминает о прочных узах, связывающих музыканта с Самарской землей.
| |