|
Проект «Лаборатория современной оперы» дебютировал на Новой сцене театра спектаклем «Франциск». Постановка композитора Сергея Невского и студента 4 курса ГИТИСа Владимира Бочарова вызвала бурную и противоречивую реакцию публики.
Страдания средневекового святого в жанре флешбэк увидела и корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Опера для двух солистов, 17 чтецов, хора и камерного оркестра. В дебютной постановке студента ГИТИСа Владимира Бочарова монологи святого Франциска, которого исполнил английский контратенор Дэниел Китинг-Робертс, размножились. Вокалисты поют на итальянском и латыни, чтецы - студенты Школы-студии МХАТ - произносят текст на русском, он же в укороченном варианте появляется на экранах в виде субтитров. Уследить за этой смесью языков, музыки и звуковых эффектов, многим зрителям было непросто. Буквально через 15 минут, а спектакль идет всего час, из зала начался массовый исход. Мнения тех, кто оперу не осилил, варьировались от удивления до возмущения:
«Искусство должно все-таки созидать, а то, что там происходит, разрушает всё: и психику, и душу. Все нервы напряжены, а они и так напряжены, для меня это плохо, дальше мне уже вредно для здоровья оставаться в зале».
«В таком замечательном театре вместо того, чтобы классику показывать или что-то такое приличное, показывают просто бред сумасшедшего. Музыки там совершенно нет. Это просто позор для этого театра пускать такие премьеры».
«Я считаю, это не опера, и не театр. Мы вообще не поняли, о чем речь».
Критики приняли постановку более благосклонно. Проблема современной оперы в том, что российская публика к ней не приучена, уверена театральный критик Лейла Гучмазова:
«И режиссер знаком с историей театра, и параллели правильные. И Сергей Невский сделал партитуру, которую готов слышать сегодняшний человек. Для человека, который привык видеть только бархат и злато, для него диджейский скрежет - это по нервам и по мозгам. Но без этого нет живой жизни».
Создатель «Лаборатории современной оперы», 29-летний режиссер Василий Бархатов считает, что всему виной отсутствие в репертуарах российских театров произведений, написанных молодыми композиторами:
«Имена современных русских композиторов на родине не очень-то известны. Они довольно хорошо востребованы в Европе, а у нас все считают, что оперу прекратили писать лет 100 назад, и оперный жанр означает, по-новому все время ставить Чайковского или Верди».
Автор музыки к «Франциску» Сергей Невский - как раз тот случай. Выпускник музыкального колледжа при Московской консерватории, Высшей школы музыки в Дрездене и Университета искусств в Берлине, он хорошо известен за рубежом. Произведения Невского звучат на европейских фестивалях, сочинения ему заказывали и Берлинская государственная опера, и Министерство культуры Норвегии. Но услышать свою музыку в Большом он не надеялся, признается композитор:
«Любой человек, который видит свое имя на афише Большого театра, немножко теряет рассудок. Это совершенно нормальный процесс».
«Франциск» - лишь первая из 4 постановок, которые «Лаборатория современной оперы» покажет на разных площадках Москвы до декабря. Судя по опыту премьерного спектакля, они все же найдут своего зрителя.
| |