|
Москва. 13 сентября. FINMARKET.RU - Общая сумма выявленных Счетной палатой (СП) нарушений при исполнении федерального бюджета за прошлый год оказалась на 5,5% меньше, чем было обнаружено по итогам 2010 года, и составила «всего» 137,1 млрд рублей.
Аудиторы обнаружили семь фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму в 4,8 млн руб. (в прошлом году этот показатель был равен 192,8 млн руб.).
Еще 26 млрд руб. были использованы неэффективно.
Но это лишь вершина айсберга, вопросы вызывает движение бюджетных средств, измеряемых триллионами рублей, отмечают аудиторы. «Финмаркет» ознакомился с заключением Счетной палаты.
Правительство, как и прежде, активно и не очень дисциплинированно тратило нефтяную ренту, не пыталось выбить из должников налоговые недоимки, увеличить налоговую базу и разобраться с налоговыми льготами.
Деньги тратились не туда и не тогда, как было запланировано.
Согласно тексту отчета, правительству в 2011 году не удалось:
Разработать механизмы ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
Сократить федеральные льготы и изъятия, бьющие по карману регионов и муниципалитетов (региональные и муниципальные власти могут распоряжаться лишь 12,9% своей налоговой базы, 83% налоговых поступлений им обеспечивают федеральные налоги);
Разработать критерии и методики оценки эффективности налоговых и таможенных льгот;
Реформировать систему налогообложения недвижимости;
Принять законы об обязательных профессиональных пенсионных системах.
С налогами все тоже получилось не очень:
Общая сумма задолженности по налогам и страховым платежам достигла к 1 января 2012 года 1,1 трлн руб. или 10,4% доходной части бюджета.
Только по НДС на импортные товары недобор составил 18,6 млрд руб.
СП рекомендует усилить борьбу с фирмами -"однодневками", законодательно определив признаки, критерии и процедуры их выявления и учета.
Еще хуже дела обстоят с планированием. Правительство имеет слабое представление о том, на что реально потребуются деньги, считают аудиторы. Сумма всех положительных изменений (изменение цели финансирования по сравнению с записанной в бюджете) составила 1,8 трлн руб. или 16,5% всех кассовых расходов бюджета.
Больше всех промахнулось с назначением средств Росимущество: перебросы на другие статьи составили почти 90% выделенного ведомству финансирования.
Плохо и с равномерным расходованием средств в течении года, на котором всегда настаивает Минфин. В декабре 2011 года было израсходовано 2,1 трлн руб. - такого гигантского бюджетного навеса не было за последние 11 лет. Отличились Росграница, Минкомсвязи и Курчатовский институт: две трети выделенных на год средств были потрачены ими только в четвертом квартале. Росимущество на три последних месяца года умудрилось отложить почти 90% выделенных ему средств.
При этом резко, почти в четыре раза, увеличились остатки средств на счетах федеральных бюджетополучателей. К концу года они достигли 2 трлн руб. Причем 160 млрд руб. из них не были перечислены обратно в бюджет в определенные законодательством сроки.
Почти в полтора раза увеличилась за год дебиторская задолженность ведомств, достигнув 1,3 трлн руб.; 57,5 млрд из нее была просроченной. Основная причина: нарушение поставщиками срока исполнения контрактов, а также увеличение до 80-100% авансовых платежей по гособоронзаказу.
Еще сильнее - на 80% - увеличилась кредиторская задолженность главных получателей бюджетных средств: до 337,4 млрд руб. Главные виновники этого - участники внешнеэкономической деятельности, которые накопили долги по авансовым и залоговым платежам.
Неэффективно исполнялись федеральные целевые программы (ФЦП). Реально по ним выделено 879 млрд руб. или на 5,1% меньше, чем предполагалось. Вроде бы не плохо. Но в строй были введены всего 500 из 2200 намечавшихся объектов. Объем незавершенного строительства вырос в прошлом году сразу на 40% и достиг 463 млрд руб. 77% финансируемых в 2011 году строек имели к концу года готовность менее 50%. В целом по всем 53 ФЦП были полностью достигнуты лишь 67% целевых показателей.
Эксперты объясняют такие результаты работы правительства тем, что 2011 был предвыборным годом и дают правительству советы относительно повышения качества работы с бюджетными средствами:
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов
К чести правительства надо отметить, что масштабы перераспределения средств в ходе исполнения федерального бюджета из года в год становятся все меньше. И 2011 год был в этом отношении не показателен. Это был предвыборный год, когда средства перебрасывались с одной статьи на другую, и вину Минфина в этом искать странно.
В этой связи возникает сомнение, стоит ли тратить большие силы на разработку трехлетнего бюджета, если второй и третий год его исполнения никогда не идут по тому сценарию, который задумывается правительством первоначально.
Не очень понятна практика замыкания большой части расходов на конец года. Это тоже сложившаяся традиция. Минфин требует более плавного расходования средств. Но если в течение года происходит достаточно много изменений, то непременно это сказывается на желании ведомств не спешить с расходами.
Уже давно надо предусмотреть механизмы выхода финансирования за пределы финансового года на следующий год. Отсутствие такой возможности сдерживает, например, становление государственно-частного партнерства, развитие адекватной системы госзакупок и многое другое. Отчет СП дает пищу для такого рода размышлений.
| |