|
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс, комментируя опубликованную недавно Джеймстаунским фондом статью о попытках России влиять на политику соседних стран, указал, что в Латвии имеют место попытки России усилить здесь влияние своей так называемой мягкой власти.
Он сказал агентству BNS, что об этом свидетельствует ряд признаков. Во-первых, президент России Владимир Путин в своем выступлении перед послами пару месяцев назад заявил, что следует обратить больше внимания на влияние «мягкой власти».
«Во-вторых, появляется институционализованный метод стратегического характера, как "мягкую власть" России посредством массмедиа и русскоязычных жителей сделать большей - конкретно, чтобы изменять политику стран», - считает Пабрикс.
«Русскоязычное меньшинство и СМИ используются для влияния на политику стран. Мы видим изменение языковой политики на Украине, такое же давление и в Молдавии. Влияние русского языка идет рука об руку с политикой регионализации. Посмотрим на Грузию, от которой отколоты два региона; ситуация в Молдавии и Приднестровье, и на Украине тоже противостояние», - подчеркнул он.
Министр обороны считает, что одним из самых актуальных вопросов в Латвии, на который надо больше обращать внимания, является регион Латгалии. Учитывая то, что он граничит с Россией, а также сильную региональную идентичность, большой удельный вес русскоязычного населения и экономическую слабость, существуют опасения по поводу содействия большей автономии этого региона и политической ответственности за его удаление от Риги.
«Мы чувствуем, что Латвии уделяется усиленное внимание, чтобы дискредитировать Латвию перед ее жителями. В результате неверия Латвийскому государству и западным странам людям остается лишь ориентироваться в восточном направлении, что является главной целью», - указал Пабрикс.
С учетом всего вышесказанного, по его мнению, это важно понять широкой общественности, а не только политическим кругам. «По всей видимости, надо сдвинуть головы как в Латвии и в Балтии, так и внутри ЕС и НАТО и пытаться не допустить промывания мозгов латвийскому обществу и увеличению в Латвии "мягкой власти" России», - сказал министр.
По его наблюдениям, мягкая власть России в Латвии проявляется через экономику, СМИ, неправительственные организации и партии. «Например, если по телевидению мы регулярно смотрим хорошие детективные фильмы, сделанные восточными соседями, но не видим сериалов из Скандинавии и других стран, то человек потихоньку начинает идентифицировать себя с конкретной культурой», - считает Пабрикс.
Ничего плохого, конечно, не произойдет, если латвийское общество будет смотреть эти фильмы сбалансированно, потому что в каждой культуре есть что-то интересное, но, если это происходит регулярно, это тревожно для Латвийского государства.
На вопрос о решениях для уменьшения «промывания мозгов и мягкой власти России» министр ответил, что сначала надо способствовать политическому сознанию общества, потому что зачастую оно не осознает, как происходят такие вещи. С «мягкой властью» нельзя бороться «железным кулаком», поэтому надо сделать привлекательной культуру и политическую деятельность Латвии, пояснил он.
«Сейчас достигнут достаточно высокий уровень, чтобы говорить об этом внутри стран НАТО, и это подтверждается обсужденной внутри альянса кибератакой на Эстонию из-за переноса памятника в Таллине в 2007 году. Теперь пришло время говорить об информационной войне и психологических операциях, в которых носители информации используются для влияния на общество и политику ЕС и НАТО», - подчеркнул Пабрикс.
Хотя во многих местах мира такие методы применяются, Латвия отличается своим геополитическим положением, поэтому у таких методов могут быть плохие последствия, добавил он.
В публикации Джеймстаунского фонда говорится, что Россия готовится для достижения своих внешнеполитических целей увеличить влияние в бывших советских республиках. В том числе администрация российского президента заказала исследование о Латвии, чтобы выяснить, какие методы олигархи этой страны и деловые группировки используют для оказания влияния на законодательный процесс, как они представлены в парламенте и госорганах, какой доступ имеют эти группы к созданию политических партий и к консолидации властей и как они лоббируют свои политические интересы.
| |