|
В Третьяковской галерее открылась выставка венесуэльской живописи. В экспозиции представлены около тридцати картин живописца российского происхождения Николая Фердинандова и его ученика - Армандо Реверона. Картины этих мастеров представлены в Москве впервые
Венесуэльские танцы в Третьяковской галерее. Такого, кажется, здесь никогда не было. Зато так всегда было в Венесуэле, на выставках Николая Фердинандова. Вот - каталог одной из них, проходившей в Каракасе в 1980 году. В России работы этого русского художника выставляются впервые. На родине его почти не знают. «Зато в Венесуэле он очень популярен, - утверждает Уго Хоcе Гарсия Эрнандес, чрезвычайный и полномочный посол Боливарианской Республики Венесуэла в России. - Ведь у нас в стране он прожил десять лет, написал множество картин и оказал огромное влияние на развитие венесуэльского искусства».
Николай Фердинандов часто приезжал в Венесуэлу за жемчугом. Он занимался ювелирным делом. Однажды решил остаться. Построил маленькую мастерскую на берегу Карибского моря и начал много писать в уединении. Но скоро переехал в столицу, Каракас, и сблизился с молодыми художниками, которые входили в «Общество изящных искусств». «Он сумел оказать влияние на этих мастеров в плане поиска, - объясняет директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. - Это самое главное - те поиски, которые в дальнейшем сопровождали развитие художественной практики всего ХХ века».
Самый преданный ученик el russo - «русского», как называли Фердинандова в Венесуэле, - Армандо Реверон. Его работы - тоже на этой выставке и тоже впервые показаны в Москве. В них чувствуется влияние и абстракционизма, и импрессионизма, то есть тех направлений в искусстве, с которыми до приезда Фердинандова в Каракас местные художники не были знакомы. «В тот момент основными темами в живописи в Венесуэле были портреты и произведения, которые заказывали церковь и государство, - объясняет куратор выставки Анна Маполис. - Живопись развивалась в академических рамках. А искусство ХХ века выходит за эти рамки. Николай Фердинандов в этом смысле послужил проводником новейших достижений в искусстве - европейском и русском».
Искусству нужно служить, желательно - в уединении, говорил Николай Фердинандов. По его совету Армандо Реверон уехал в тихое местечко Макуто со своей верной спутницей Хуанитой и стал увлеченно работать. Кстати, он создал там первую в Венесуэле инсталляцию: заселил хижину куклами в человеческий рост. Они не сохранились, зато остался автопортрет художника вместе с ними. Эти работы, которых на выставке представлено двадцать семь, - из собрания галереи Национального искусства Венесуэлы. Для Третьяковки это - новый партнер. В Москве надеются, что сотрудничество будет продолжаться.
| |