|
Гостаможня в январе-сентябре доначислила импортерам налогов на 15 млрд грн благодаря усилению контроля за достоверностью декларирования товаров и введению единого механизма определения таможенной стоимости. Эксперты и импортеры отмечают, что эта сумма получена в результате завышения таможенной стоимости, и часто им проще заплатить повышенные налоги, чем хранить на границе скоропортящийся товар и оплачивать услуги перевозчика за время простоя.
Вчера заместитель главы Государственной таможенной службы Степан Дериволков, курирующий департамент борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил, сообщил, что контроль за достоверностью декларирования товаров и полнотой уплаты налогов позволил ведомству в январе-сентябре доначислить бизнесу налогов на 15 млрд грн. «Чем лучше работает правоохранительный блок таможни, тем лучше обеспечивается ее фискальная функция.
Наполнение госбюджета - это то, на что направлены все наши силы»,-- заявил он, подчеркнув, что гонка за показателями выполнения бюджета не является для таможенников приоритетной. От подробных комментариев чиновник отказался. Как пояснили Ъ в Гостаможне, эта сумма налогов уже уплачена субъектами внешнеэкономической деятельности. Сразу же после назначения в марте главой Гостаможни Игорь Калетник пообещал, что за счет усиления контроля ведомство увеличит доходы бюджета на 20 млрд грн.
Эксперты и участники рынка уверены, что часть из 15 млрд грн получена в результате завышения таможенной стоимости импортных товаров, от которой зависит сумма НДС и таможенных пошлин. Председатель Ассоциации таможенных брокеров Николай Мироненко говорит, что подход контролирующего органа к определению таможенной стоимости ввозимых товаров не всегда адекватен - он не учитывает колебания мировых цен. «Мне известны случаи, когда стоимость медикаментов завышалась в 112 раз»,-- уточнил господин Мироненко. По данным Гостаможни, за шесть месяцев средняя таможенная стоимость выросла с $0,7/кг до $1,02/кг.
Как рассказал Ъ один из импортеров рыбы, таможенная стоимость рыбной продукции увеличилась вдвое, а по отдельным товарным позициям, в частности скумбрии,-- втрое. «Никто не объясняет, почему таможня определяет именно эту цену, а не растаможивает по стоимости, указанной в инвойсе»,-- говорит собеседник Ъ. По его словам, импортеры вынуждены платить по завышенной стоимости, чтобы не оплачивать услуги перевозчика за простой на границе. Рыбная продукция - скоропортящийся товар, срок его транзита из Тихоокеанского региона составляет два-три месяца, и у импортеров нет времени для оспаривания действий таможенников по завышению стоимости их продукции. По информации Ъ, вчера Гостаможня подписала приказ #1242, которым разъяснила критерии определения таможенной стоимости.
Убытки за простой на таможне несет и компания Maratex (сети Hugo Boss, Esprit и Peacocks), но объемы потерь ее совладелец Дмитрий Ермоленко не назвал. По его словам, импортная одежда закупается напрямую у производителя с предоставлением таможенникам его инвойсов. «С Esprit у нас проблем нет - это сравнительно дорогой бренд, а по Peacocks, который более дешевый, ситуация доходит до маразма,-- рассказывает господин Ермоленко.-- Например, нижнее белье мы покупаем за 1 фунт, продаем за 4 фунта, а таможня говорит, что его таможенная стоимость должна быть 12 фунтов. Чтобы таких ситуаций было меньше, мы получаем документацию с ценами, сертифицированными в Английской торговой палате».
Между тем не у всех импортеров есть проблемы с определением таможенной стоимости. Ряд ассоциаций ежеквартально предоставляют Гостаможне цены производителей для наполнения информационной базы. «Как только на региональном уровне будет попытка ввезти Mercedes по заниженной цене, в компьютере сработает запрет на растаможку»,-- отмечает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, оценивая среднюю таможенную стоимость автомобиля в 15-20 тыс. евро. «Целый год мы работаем по этим ценам, и это не дает возможности неофициальным импортерам демпинговать»,-- добавляет гендиректор Ассоциации предпринимателей бытовой техники и электроники Олег Иванов .
Наталья Непряхина
| |