|
АСТАНА, 14 сентября. К 2014 году американские и натовские войска планируют покинуть Афганистан, однако организационный аспект вывода из страны военной техники остается пока нерешенным, пишет EurasiaNet.
Пакистанский маршрут может оказаться самым рискованным, что заставляет западных дипломатов опираться на центральноазиатский маршрут. Однако есть определенные проблемы и здесь - дороговизна транспортировки, возможное противодействие со стороны России, также «тщеславие, лицемерие, жажда наживы и власти» лидеров стран ЦА. По некоторым оценкам, вместе с выводимыми войсками из Афганистана нужно вывезти до 120 тысяч контейнеров военных грузов. Запад надеется на центральноазиатский маршрут, представляющий собой на деле систему воздушных, автомобильных и железнодорожных путей сообщения, носящих единое название Северной сети поставок (ССП). Работа этой сети также вызывает озабоченность, главным образом финансового свойства. Транспортировка грузов по центральноазиатскому маршруту, по имеющимся оценкам, обходится из расчета на один контейнер в 2,5 раза дороже транспортировки по пакистанскому коридору. Дополнительные траты можно отнести на счет расходов, связанных с укреплением роли США и НАТО в Центральной Азии. Неудивительно, что летом в Центральной Азии наблюдался всплеск дипломатической активности, что подчеркнул визит в Узбекистан 15-18 августа помощника госсекретаря США Роберта Блейка. Внимание дипломатов было сосредоточено на задаче заручиться окончательной поддержкой руководства центральноазиатских стран в деле перевода ССП на обратный транзит. Не то чтобы авторитарных лидеров центральноазиатских республик надо было особенно в этом убеждать: они уже обозначили свою готовность к сотрудничеству. Для них цель означенной дипломатической игры заключается в том, чтобы получить от вывода коалиционных войск максимальные политико-экономические дивиденды. В том, что касается Центральной Азии, неотъемлемыми качествами лидеров региона являются тщеславие, лицемерие, жажда наживы и власти, и эти факторы имеют тенденцию влиять на процесс принятия решений, цитирует комментарий экспертов CA-NEWS. Недавний выход Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности проистекает главным образом из стремления президента Каримова позиционировать Узбекистан как независимого и, главное, ведущего участника эксплуатации ССП. Затягивание президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном подписания договора о размещении на территории своей республики российских военных баз также продиктовано желанием получить от транзитной сделки по ССП финансовые средства и технику. Россия полагает, что США и НАТО не выполняют мандат Совбеза ООН, санкционировавший присутствие международных сил по стабилизации ситуации в Афганистане. Это недовольство может сказаться на процессе вывода войск и техники по ССП, поскольку данный маршрут проходит и через Россию. При необходимости Москва может использовать северный маршрут в качестве внешнеполитического средства оказания давления на США и Североатлантический альянс. И наконец, не стоит забывать о политических последствиях, связанных с работой ССП. Если сделка состоится, США и НАТО окажутся в неловкой ситуации, так как заключили соглашение с авторитарными режимами. В 2013 и 2015 годах в Таджикистане и Узбекистане должны состояться президентские выборы, и лидеры этих стран определенно воспользуются нынешней ситуацией для продвижения собственных политических целей. ССП, таким образом, подорвет надежды на демократизацию в Центральной Азии и даст новый толчок международной полемике по поводу двойных стандартов в политике США и НАТО.
| |