|
В Екатеринбурге прошла «Dance-платформа» - местный театр оперы и балета в начале юбилейного сотого сезона отдал сцену и своих артистов в руки молодых постановщиков из России и Германии.
В Париже, Гамбурге, Лондоне и Нью-Йорке театры выращивают хореографов: раз в год открывается дверь служебного входа, и в нее приглашаются все желающие ставить танцы - юные (бывает, лет по семнадцать) или просто начинающие (например, те, кто решил стать балетмейстером после завершения карьеры танцовщика). Авторам выдаются первоклассные труппы - только работайте, пусть ничто не ограничивает фантазию, артисты смогут все. Никто из звезд не отказывается - а вдруг это шанс стать первым исполнителем творения нового Баланчина? Публика валит валом, пресса вглядывается в каждое па. Поэтому, наверное, в этих городах все время и появляются какие-то новые имена - пусть не великие, но любопытные, неожиданные, живые. В России такие мастерские попытался ввести в обыкновение Алексей Ратманский, когда правил Большим. Однако три случившихся вечера проходили на репетиционной сцене, посмотреть пускали только родственников артистов и критиков; показывать непроверенное публике театр не решался. Потом и вовсе эту практику похоронили. Теперь стать более европейской труппой, чем Большой и Мариинка, решил Екатеринбургский балет - в старинном уральском театре прошла «Dance-платформа». В июне театр объявил о начале приема заявок. Затем небольшое жюри - балетный худрук Вячеслав Самодуров, работающий ныне в American Ballet Theatre Алексей Ратманский, прима Большого Екатерина Крысанова, премьер английского Королевского балета Эдуард Уотсон и пермский худрук Алексей Мирошниченко - из сорока заявок выбрало девять. Каждый из избранных получил право поставить с артистами Екатеринбургского балета по маленькому - до десяти минут - танцевальному спектаклю. Эти постановки и были показаны публике в рамках «Dance-платформы». Диапазон оказался велик. От переусложненного, серьезного, просто нашпигованного мини-сюжетами и сменами состояний, точно воспроизведенными артистами, дуэта «Путь Харона» студента Вагановского училища Константина Кейхеля (танцевали Елена Воробева и Сергей Кращенко, в фонограмме - Гендель) - до почти попсового «Все включено» петрозаводского танцовщика Владимира Варнавы. Почти - потому что бойкая троица (Анастасия Кержеманкина, Анастасия Шилова, Андрей Сорокин), подрагивающая конечностями на ядовито-зеленом фоне под музыку Абхая Самира так, как будто уже расширила сознание перед выходом на сцену), нарисована с насмешкой, но и с вниманием. В проекте принимали участие не только наши дебютанты, но и мюнхенская сочинительница танцев Беате Фоллак; ее, кстати, дебютанткой не назовешь - в биографии уже есть несколько постановок в Германии. В показанной на Крале маленькой истории «На пороге» на музыку Джорджа Гершвина три персонажа - строгий очкарик, легкомысленный плейбой и девица в платье в цветочек стремились открыть закрытую дверь, специально по такому случаю установленную в левой кулисе (другие сочинения обходились без декораций). Каждый из героев был забавен по-своему, каждый из артистов (Елена Трубецкова, Илья Бородулин, Александр Меркушев) своего героя наделял какими-то особо трогательными черточками. Но публика хохотала - смех возникал не из-за того, что его провоцировал собственно хореографический текст, а из-за нескольких режиссерских придумок; особенно народ в зале вдохновился тогда, когда два парня решили использовать девушку как бревно для тарана. Несмотря на гершвиновские мотивы, это был какой-то очень немецкий юмор - но очевидно, что у Фоллак хватит энергии и на целый спектакль, и публика его одобрит. А одним из лучших во всей программе был мини-спектакль екатеринбургского танцовщика Александра Сипатова «Ветка сакуры на лезвии меча», сделанный на музыку ансамбля «Ondekoza». Всего лишь дуэт мужчины (Максим Клековкин) и женщины (Лариса Люшина) под барабанный ритм. Подчеркнутая брутальность героя - самурай, когда захочет, поднимает партнершу в воздух, оборачивает вокруг себя, но сама к нему с глупыми сантиментами не лезь, не надо слишком к нему ластиться - отшвырнет. Тайная власть женщины - когда героиня прикладывает руку к его груди, ребра вздымаются ровно в том ритме, что определяет она. Строгая дисциплина жеста - свойственная как персонажам японского кино, так и классическим танцовщикам, и ярость, взламывающая эту дисциплину. А если «остановить кадр», в каждую секунду рисунок дуэта будет завершен, похож на старинную гравюру - это, правда, осознаешь лишь после финала, так быстро сменяются эти картинки. При этом никаких прямых «восточных красок» нет, никакой пошлости кимоно - история может происходить где угодно. За один вечер можно было увидеть, что хореография ближайшего будущего может быть сотворена совсем разными людьми - мрачными философами и веселыми циниками, простецкими клоунессами и отчаянными поэтами. Главное, что все эти люди - есть, и они готовы работать. А публика, забившая зал, мгновенно выбирающая себе любимцев и приветствующая их так, будто кто-то, не сходя с места, скрутил 64 фуэте, готова это смотреть. Потому что смысл мастерских, платформ и лабораторий - не только в выращивании настоящих сочинителей танцев, а не неприкаянных обладателей государственных дипломов, которым «искусство балетмейстера» преподавали патриархи, в жизни не поставившие ничего путного. А еще и в том, что эти проекты работают на контакт зрителей с незнакомыми танцами, на просвещение публики: смягчается и даже исчезает реакция инстинктивного отторжения, свойственная старшим поклонникам «только классического» балета, мотив «они же только учатся» работает лучше мотива «понаехали тут нас учить». Кроме того - работа с новым хореографом всегда много дает артисту: делает более чутким, более мобильным, разрушает привычные ритуалы - а это особенно важно в случае с Екатеринбургом, где балет в последние десятилетия дремал.
Автор: Анна Гордеева.
| |