|
Вслед за компанией Kodak, Fujifilm отказывается от производства пленки. Теперь еще больше фильмов вынуждено перейти на цифровое производство. О том, чем это чревато для киноискусства, размышляет обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Совсем недавно, буквально в августе, крупнейшая мировая компания Kodak, производящая пленку, заявила о намерении продать эту часть бизнеса - затраты на производство уже не окупаются, пленка никому не нужна. Предполагалось, что покупатели появятся в течение пары недель, но этого так и не произошло.
Следующая новость, увы, логически вытекающая из первой, пришла сегодня: японская корпорация Fujifilm также выходит из бизнеса. Компания, на пленку которой так любили снимать многие ведущие режиссеры мира, включая самого Стивена Спилберга, решила спустя 80 лет прекратить производить кинопленку - разумеется, с теми же целями, чтобы избежать убытков.
Если совсем недавно японцы были признаны мировыми лидерами по производству пленки, теперь в стране не осталось ни одной крупной компании, которая на этом специализируется. То, что казалось еще десять лет назад фантастикой, становится суровой реальностью: весь мир, начиная с авторов артхаузного малобюджетного и даже микробюджетного кино, которое теперь запросто снимается на мобильники и фотоаппараты, и заканчивая большим Голливудом, при помощи цифровых технологий придумавшим и введшим в повсеместный оборот компьютерные эффекты и 3D, отказывается от пленки и переходит на цифровое видео.
Одни специалисты скажут вам, как это здорово: пленка экологически небезупречна, к тому же горюча, и на нее тратилось гигантское количество денег - ведь для каждого кинотеатра приходилось печатать свою копию, а сейчас достаточно заказать ключ и ввести его в компьютер, чтобы показать фильм с общего сервера.
Плюс к тому, производство отныне существенно удешевится. Другие ответят, что пленка содержала в себе всю магию кинематографа: да, она выцветала и царапалась, но ведь и потрескивание виниловых пластинок для многих - самый милый звук, неотделимый от музыки, а идеально вычищенные цифровые аудиозаписи этого эффекта начисто лишены.
Очень многие большие киномастера сегодня осознанно и последовательно снимают на пленку - хоть Кристофер Нолан с его «Темными рыцарями», хоть свежий лауреат Венеции Пол Томас Андерсон, чей «Мастер» снят даже не на привычные 35, а на 70 миллиметров. Есть и чудаки вроде британца Бена Риверса, которые снимают кино на пленку специально ради того, чтобы сохранить пленку для истории, любовно лелея те самые царапины и экспериментируя с искажениями изображения.
Теперь уже очевидно: их совокупные усилия ни к чему не приведут, статистика сильнее. Переход кино на цифровые носители - процесс родственный отмиранию бумажных книг и компакт-дисков: вся информация теперь хранится в компьютерах, на жестких дисках и флэшках. И порождает этот процесс точно ту же, хоть и иррациональную, фобию: а если компьютеры всего мира поразит сверхмогущественный вирус, что тогда?
Неужели интеллектуальное наследие человечества теперь зависит от подобных опасностей? Ведь в этом случае спасут нас библиотеки и архивные хранилища фильмов и музыки на пленке, которые, к счастью, пока никто не собирается уничтожать.
| |