|
В Москве в рамках Года Германии в России открылся театральный фестиваль для детей под названием «Гаврош».
Его программа рассчитана на десять дней, и за это время можно будет посмотреть 30 спектаклей лучших российских и германских коллективов.
Афине Мохчук всего четыре года, но она уже театрал со стажем - знает фамилии режиссеров, разбирается в жанрах, а в «Театриуме» на Серпуховке чувствует себя как дома. На фестивале «Гаврош», который проводится уже шестой год, Афина была три года подряд, здесь же первый раз в жизни посмотрела спектакль.
Правда, воспоминаниями о нем ей поделиться сложно. В памяти только одно - французские актеры так и не давали уснуть. Мама девочки вспоминает: «Первый раз мы были, когда ребенку было полтора года, и ребенок с таким воодушевлением проснулся и стал смотреть, потому что это было с музыкой, и так просто, так легко. Я была поражена тем, как французы просто говорят на сложные темы, так, как это и нужно детям».
В афише фестиваля «Гаврош» этого года - российские и немецкие имена. Свои лучшие спектакли привезли театры Самары, Саратова, Ростова-на-Дону, Дрездена, Берлина, Фрайбурга и Хамма. Для того, чтобы понимать актеров, свободное владение немецким не требуется - лучше слов все скажут жесты, мимика и даже тени, как в спектакле Кристиана Фукса «Щелкунчик». Режиссер говорит, что часто эта классическая немецкая сказка - одно из первых произведений, которое читают в Германии детям. Оно хоть и весьма не простое для понимания, но воспитывает характер и силу воли.
«Я долго сомневался, поймет ли ребенок? Но внутренний голос подсказывал, что мы все делаем правильно. В немецких сказках авторы всегда стараются воодушевить детей, вселить в них веру в самих себя. Это должны делать и режиссеры. Мы стараемся убедить детей, что они все могут, что им все под силу», - говори Кристиан Фукс.
Актеры из Ивановского областного театра кукол играют спектакль на русском, но с виду они - настоящие немцы. Спектакль Елены Ивановой тоже по Гофману, только по малоизвестным сказкам - «Шестеро слуг», «Смерть в кумовьях» и «Певчий попрыгун-жаворонок». Волшебства в них много, как и философии. Режиссер поясняет: «Задумка такая была - сделать спектакль о жизни и смерти, о том, как человек уходит из жизни. А сейчас он о обрастает таким веселым "мясом", и я думаю, что он интересен и детям, и взрослым».
Немцы начинают водить детей в театр, в среднем, с двух лет. Считается, что посмотреть спектакль - это как сводить ребенка на развивающую секцию. В зависимости от возраста, подбирается своеобразный язык общения. Оказывается, что поговорить о вечном можно даже с грудничком. Откуда берется жизнь, с чего все начинается? Об этом спектакль «H2O» театра «Мерш».
К детям «трудного» возраста - свой подход. Арт-директор фестиваля Марина Райкина говорит, что спектакль для подростков - жанр один из самых сложных, но немцами освоен. «Несколько спектаклей будут ориентированы на подростков от 12 лет. Это самая неизведанная часть: непонятно, как с ними разговаривать, но немцы придумали. Посмотрим, как. Мы показываем "Класс, класс", мы показываем "Почему Джон Леннон носит юбку?", "Петя и волк", - уточнила она.
Не только развлекать, но и говорить на равных. Два года назад на фестиваль "Гаврош" привозили спектакли о глухих детях и тех, кто болен синдромом Дауна. В этом году - разговор на серьезные темы не только в формате спектакля, но и дискуссии. В нескольких московских школах немецкие артисты проведут беседы о самоидентификации подростков. Понять, что такое магия театра, смогут и дети, попавшие в больницу. В парке Тушинской детской городской больницы художники Жанна Рыбак и Маша Ив проведут перформанс "Природотерапия" - они будут рисовать на природе вместе с детьми. Организаторы уверены, что это тоже станет маленьким спектаклем, а дети захотят скорее попасть в настоящий театр.
| |