|
Исторические, литературные, языковые памятники в одном лице, саги- это такая же гордость и сокровище Исландии, как ее природа. Хотя бы потому, что большинство существующих в мире саг было создано именно здесь, в X-XIV веках.
Звучным термином «сага» сейчас принято называть что попало: и семейные эпопеи вроде «Саги о Форсайтах» или «Московской саги», или даже россказни о вампирах, предназначенных для девочек-подростков. Как получилось, что находящийся на отшибе остров внес богатейший вклад в европейскую литературу, основу которого, наряду со сборником древнеисландских песен «Старшая Эдда» и своеобразным учебником по древнескандинавской поэзии «Младшая Эдда», как раз и составляют саги? Дело в том, что население Исландии, несмотря на то, что состояло из бедных крестьян, было грамотно почти поголовно. Приняв христианство в 1000 году, исландцы не стали полностью отрекаться от того, во что раньше верили. Благодаря этому к моменту появления на острове письменности- ориентировочно в начале XII века - из народного сознания не стерлись переходившие из уст в уста сказания, и их бережно перенесли на пергамент. Вопрос-ответ с чувством, с толком Само слово saga ученые относят к древнеисландскому глаголу segja. Сагами называют как изначальное устное повествование, так и то, что затем было перенесено в письменную форму. Большая часть так называемых «Родовых саг», считающихся вершиной древней исландской литературы, относится к промежутку между 930 и 1030 годами. Этот период так и принято называть- «Век саг». Другие типы саг- например, о королях или епископах,- были созданы в период с 1190 до 1320 года. Канон всех саг построен на конструкции вопросов и ответов, события в них, как правило, развиваются в порядке строгой хронологии. При этом сказителю в сагах отводилась немаловажная роль, ведь он выступал посредником между действительностью и событиями в повествовании, а не просто занимался декламацией. Вещать требовалось мелодично, словно переживая все описанное заново, вызывать аналогичные чувства у аудитории.
| |