|
Развитие московской агломерации требует не только огромных финансов, но и диалога с жителями столицы
В конкурсе на развитие московской агломерации разработанная его командой концепция на втором и третьем этапе лидировала по количеству баллов, но победительницей не стала.
«МН» поговорили с Андреем Черниховым о культурных кодах, промзонах и удовольствии от стояния в пробках.
- Ваша команда лидировала по числу баллов по итогам второго и третьего семинаров. Однако не стала победителем. Какие чувства от участия в конкурсе?
- Мы всей командой получили огромное интеллектуальное наслаждение. За эти полгода, пока длился конкурс, я узнал очень много. Такого количества литературы не изучал давно. Архитектор - это человек, который обладает правом работать в пространстве и над пространством. И это очень ответственно, работая над мегаполисом, не только генерировать идеи, но и создавать это в виде готового продукта, концепции, то есть, ты обязан не только поставить диагноз, но и знать методы лечения.
- Развитие московской агломерации - это реальный проект? Многие ставят его реализацию под сомнение.
- Этот проект требует огромных финансов. Но даже если представить себе эту проблему решаемой, то надо твердо понимать, что одним менеджментом здесь не обойтись. Очень важен диалог с городским сообществом.
- Ваш проект предусматривает реконструкцию и развитие Москвы не только на новых территориях, но и в ее прежних границах. Иностранные же участники конкурса сконцентрировали свое внимание на «новой» Москве. Почему?
- Западные коллеги предлагают застраивать пустые, неосвоенные территории - это проще. Но если мы не будем использовать ресурсы исторической Москвы, то приведем город в тупик. Москва всегда задавала высокую планку развития. На первом этапе город самопровозгласил себя Третьим Римом, присвоив все атрибуты и символы Византийской империи. На втором этапе Москва стала столицей Третьего Интернационала, а затем столицей социалистического лагеря.
Мы можем вернуть обществу хотя бы часть утраченных архитектурных шедевров разных эпох: Красные ворота, Сухареву башню, Комплекс ВСХВ (ВДНХ), реализовать проекты небоскребов Ивана Леонидова, Николая Ладовского, Якова Чернихова. И тем самым культурный потенциал позволит смоделировать будущее Москвы как мегаполиса высокой креативности, с наследием глобальных культурных трендов.
- Надо ли переводить федеральных чиновников за МКАД, строить правительственный центр на новых территориях? - Мы не нашли весомых экономических, политических и социальных аргументов в пользу передислокации правительства за МКАД, кроме одномоментного совпадения интересов отдельных секторов олигархии и государственной бюрократии. Если власти поймут и примут нецелесообразность переноса правительственных учреждений и парламентского блока на новые территории, то мы предлагаем разместить в Коммунарке те федеральные ведомства, которые могут существовать автономно. При этом можно увеличить долю объектов делового и финансового профиля - офисы компаний, банки, бирж.
- В вашей концепции особое внимание уделено промышленным зонам. Сколько их в Москве? - По данным НИиПИ Генплана Москвы, в столице - 209 промзон, это почти 20 тыс га. Колоссальный ресурс города. Из них 7,5 тыс га потенциально готовы к редевелопменту. Необходимо проводить инвентаризацию, а потом и санацию - закрытие невыгодных предприятий машиностроительной индустрии, которыми не один мегаполис мира уже не обладает. В Берлине, к примеру, не собирают грузовики, в Манхеттене не льют металл и не делают станки.
- Чем предлагаете застроить эти зоны?
- Сначала вывести из центра города низкопроизводительную промышленность, а затем развивать на ее месте «чистое» производство, культурное предпринимательство, креативную индустрию. Новые компактные промышленные предприятия можно разбавлять развлекательными и офисными комплексами, выставками и жилой застройкой. Это снизит нагрузку на транспортную сеть и поможет сократить время, которое москвичи тратят на перемещение по городу.
- А есть пробки, в которых вам нравится стоять?
- Я, можно сказать, кайф ловлю, когда в час ночи еду с работы и стою в пробке на Пушкинской. Меня тянет пойти посидеть в какой-нибудь бар на Тверской. Я чувствую, что у Москвы фантастический драйв.
- Существует мнение, что заторы на дорогах - последствия радиально-кольцевой модели столицы.
- Мы до сих пор сохраняем в столице модель дореволюционного центрального железнодорожного узла. Все вокзалы и все дороги сходятся в центре города. Они обросли грузовыми дворами, коммунальными зонами. Если встанете на Ваганьковский мост - вы увидите панораму сотен и сотен вагонов, занимающих гигантскую территорию по Белорусскому направлению до Белорусского вокзала. И жители домов в центре должны пялиться на гигантское море вагонов и сортировочных путей. А ведь эта панорама - по всем направлениям железных дорог. Москва не должна пугать людей гигантскими пробками, промзонами, низкой культурой сервиса, чудовищной архитектурой жилых комплексов и спальных районов. От всего этого город надо избавить. Москва должна быть мегаполисом, в котором снится не только Арбат, а весь город.
- Почему современные города неинтересны и скучны?
- Притягательность города состоит в его многослойности, сложности. А когда попадаешь в Химки или Мытищи, например, которые сделаны из серий П-44, КП-Парус или КП без паруса, понимаешь, что примитивизм создает не города, а унылость, чувство бесконечной тоски, создает человека однодневку.
В 20-х годах появился термин среди музыкантов - падение уровня сложности. Минимализм и примитивизм был понятен. Экономический крах, тут не до пышных форм и не до богатства. Одной ноты хватало, чтобы выразить всю тоску. Но это говорит об обеднении. Тогда же появился термин «элементаризм». Речь шла просто о выживании, о чувстве голода. Тебе не до барочных фасадов.
Чудо города в том, что он хранит в себе рукописи, которые пишутся одна на другую. Это древнее изречение. Та же Венеция, к примеру, зачаровывает, потому что в ней спрессовались тысячелетия. Мощь пресса колоссальная, как в торте «Наполеон», пропитанном кремом. Венеция пропитана городской историей, десятками стилей. А в ней всего-то 50 тысяч жителей. Человек будет всегда стремиться туда, где есть культура.
Все преобразования города - очень серьезная трансформация. Если ты не будешь знать и понимать культурные коды, это все выразится лишь в десятках новых станций метро и новых километрах магистралей. По ним просто поедут миллионы автомобилей и пассажиров. И все.
- Ваша концепция - это комплекс идей по преобразованию столицы на 15-20 лет вперед. Что нужно москвичам в недалеком будущем?
- Я бы сравнил это с тем, что нужно женщине. Крепкая мужская спина, чтобы женщина чувствовала себя в безопасности и в комфорте, чтобы могла продолжать род. Также и в городе. Людям в любое время необходимо достойное жилье, им не нужно тратить жизнь в пробках, а еще очень важно иметь возможность получать образование, достойно растить детей. Для этого им понадобится хорошая экология, места для занятий спортом и общения друг с другом. А еще, я считаю, в городе хорошо тогда, когда в нем приятно просто смотреть на дома.
Концепция мастерской ЧерниховаПроектное предложение для Московской агломерации:
I. Альтернативные центры притяжения трудовых ресурсов на базе городов агломерации второго и третьего порядка. Снижение численности Москвы с 12 млн. до 9,5 - 9 млн.чел. II. Единый центр управления агломерацией и структура институтов развития, создание взаимоувязанной системы документов стратегического и территориального развития. III.Оптимальная и эффективная структура природного каркаса: одновременная реализация природоохранных и социально-экономических функций. IV. Транспортная стратегия агломерации - исключение транзитных перевозок через Москву. Синхронизация типов застройки с моделями транспортного обслуживания.
Проектное предложение для Москвы и юго-западных территорий:
I. Новые юго-западные территории - полигон для реализации социальных программ и отработки механизмов государственно-частного партнерства. Проектируемые кластеры: правительственный, аэросити, медицинский, образовательный, IT-кластер, спортивный. II. Двухконтурная модель улично-дорожной сети, увеличение связности УДС, сеть перехватывающих парковок, три пассажирских хаба: a) Коммунарка, b) Большой Сити, c) промышленная зона «ЗИЛ». III. Зоны «пассивного» и «активного» природного каркаса, активные «эко» объекты в ткани урбанизированных территорий.
Проектное предложение для размещения законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ (2 варианта):
I. Административно-деловой кластер -Правительственный и Парламентский центр вместе с деловым и культурным в районе пос. Коммунарка II. Реконструкция и освобождение части фонда административных зданий федеральных органов РФ в г. Москва. Правительственно-деловой и финансовый центр в Большом Сити, Парламентский центр - зона «ЗИЛ». Развитие водного фронта.
| |