|
60-летие отмечает одно из важнейших подразделений Российской национальной библиотеки - Федеральный центр консервации фондов.
Здесь ежедневно спасают от разрушения тысячи печатных и рукописных шедевров. Старинные книги специалисты реставрируют как вручную, так и при помощи современных технологий.
Один из «пациентов» этой реставрационной «клиники» - Евангелие XIV века. Специалисты уже поставили ему диагноз. По этим пятнам понятно, что на многие страницы пролили лампадное масло. Оно создает на поверхности листа жирный слой, который плохо очищается и не дает материалу дышать. Из-за этого он становится очень ломким. Финальная глава вообще подверглась термическому воздействию, возможно, книга даже горела: края листов сильно разрушены. Специалистам предстоит долгая и кропотливая работа.
Глаз-алмаз - для драгоценных рукописей. В Торе XI века каждая строчка на вес золота. Металл, положенный тончайшим слоем, служил украшением страницы и разделителем между словами. Но для специалистов это как вековая пыль в глаза - книгу они насквозь видят. «Здесь есть такие грязевые затертости. Лист шершавый, поэтому он на себя берет всю грязь», - поясняет реставратор.
Здесь имеют дело еще с прадедушкой бумаги - пергаменом (кожей животного, выделанной для письма). Ручная очистка, постепенное увлажнение в специальной камере, затем сушка - полный курс реабилитации для одного такого документа занимает не день и не два. Кажется, что для людей, которые шутя «перелистывают» столетия, даже время идет по-другому.
Терпение феноменальное. Этот важнейший профессиональный навык воспитывали еще в XIX веке этаким старинным пазлом из газет. «Шрифт в газете должен быть как можно меньше. Газету рвали на мелкие кусочки. Человек приходил, начинал все это собирать, чтобы буковки подходили. В это время смотрели, как он быстро справляется, не раздражается ли, нравится ли ему работа», - рассказывает мастер-реставратор I категории Федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ Надежда Куликова.
Пазлы - на всю жизнь: собирать их реставраторы продолжают и в XXI веке. «Фотографируем книги, потом по фото смотрим. А вообще стараемся запоминать. Каждую буковку - будь то арабский или древнеславянский текст - надо поставить на место. Это очень долгий и сложный процесс», - говорит мастер-реставратор III категории Ирина Крицкая.
Во многих отраслях реставрационного дела современные технологии дышат в затылок ручному труду. Но традиционные методики в книжном деле еще не скоро сдадут позиции, считают специалисты. В конце концов многие неповторимые шедевры достойны неповторяемого подхода.
| |