|
Олег Дерипаска, губернатор Евгений Куйвашев и представители Богословского алюминиевого завода (БАЗ) подписали четырехстороннее соглашение о сохранении предприятия после двухнедельной голодовки местных депутатов и заводчан. Однако конкретных решений, «с цифрами и датами», в нем пока так и не закреплено.
Об основных положениях соглашения рассказал на пресс-конференции областной вице-премьер Александр Петров, передает корреспондент Накануне.RU. Он уточнил, что вскоре снова ожидается встреча Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга по поводу энергомощностей.
Основной итог переговоров - увольнять людей не будут, алюминиевое производство остановлено не будет, при этом есть желание начать реализовывать программу комплексного развития Краснотурьинска. Однако, как можно судить из слов вице-премьера, конкретики в этом соглашении мало.
Петров отметил, что сокращений проводиться не будет, однако в соглашении присутствует весьма подробное описание финансовых стимуляций, выплат и компенсаций для тех, кто пожелает «покинуть завод» - «по своему желанию, по здоровью, по достижению пенсионного возраста». В который раз он озвучил и тезис о том, что «компания поспособствует переезду на другие предприятия РУСАЛа». Впрочем, отвечая на вопрос о том, а много ли краснтурьинцев на это согласны, констатировал, что таковых единицы, а само явление трудовой миграции в России, как минимум, не является привычной и общеупотребительной практикой. Тут он оказался солидарен с заводчанами, которые эту инициативу называют не иначе как «ссылка в Сибирь».
Что касается сокращения электролизного производства, то вице-премьер заверил, что электролизеры шестой серии не будут остановлены, чего нельзя сказать о более ранних сериях, которые останавливаются в силу «технического состояния». Видимо это и есть те чуть более 150 электролизных ванн, которые не будут остановлены в этом году, о чем сообщали сотрудники завода. Александр Петров добавил также, что компания рассматривает возможность установки на БАЗе электролизеров серии РА-500 и РА-600, которые позволят «экономить электричество и производить более качественный продукт». Впрочем, никаких конкретных дат в этом смысле обозначено не было, так же как и для программы модернизации в целом.
Еще одним важным плюсом моментом соглашения стала ориентация завода на производство продуктов более высокого передела, то есть продуктов с высокой добавленной стоимостью. Речь идет, в частности, о расширении номенклатуры и сферы использования порошков, которые изготавливаются сейчас на БАЗе и которые могут использоваться в широком круге отраслей.
Помимо этого, благодаря участию в совещании чиновников федерального правительства, возможно включение Краснотурьинска в федеральную целевую программу развития моногородов, что позволит развивать малый и средний бизнес, в который, в том числе, будут интегрированы те горожане, которые в силу различных причин уволились с БАЗа и с сопутствующих производств. Кроме того, РУСАЛ рассматривает возможность строительства в Краснотурьинске цементного производства.
Впрочем, все это не действующая дорожная карта, а один из вариантов развития событий, для реализации которого требуется ряд условий, сформулированных «алюминиевым королем». В первую очередь, никуда не делся вопрос с тарифами на электроэнергию. Олег Дерипаска продолжает настаивать на тарифе в три цента за киловатт. Для разрешения этой проблемы «РУСАЛ и правительство Свердловской области при участии Внешэкономбанка предпримут усилия по реализации комплекса мероприятий, включая интеграцию в алюминиевые и глиноземные производства мощности по производству тепла, пара и электроэнергии на базе Богословской и Новобогословской ТЭЦ в Краснотурьинске и Красногорской ТЭЦ в Каменске-Уральском, путем их выкупа», сообщается в пресс-релизе РУСАЛа.
Таким образом, областное правительство будет способствовать приобретению трех ТЭЦ, но остается неясным, в чем эта помощь будет заключаться. По словам Петрова, в ближайший месяц Олег Дерипаска и владелец КЭС-Холдинга (структуре принадлежат все три объекта) Виктор Вексельберг вновь сядут за стол переговоров, чтобы урегулировать это вопрос. Однако гарантии такому исходу вряд ли кто-то сможет дать. Напомним, что зимой с таким указанием к олигархам обратился Владимир Путин, однако стороны не сошлись в цене и процесс переговоров остался на мертвой точке. В то же время, вице-премьер заявил, что Дерипаска ведет переговоры с Росэнергоатомом, поскольку «атомная энергия - идеальна для такого завода, а алюминиевый завод - идеальный потребитель, который покупает энергию 24 часа в день семь дней в неделю без перерывов». Таким образом, остается вопрос о том, зачем РУСАЛу настаивать на приобретении устаревших ТЭЦ, если он всерьез рассчитывает на атомную энергию БАЭС.
Помимо этого, согласно сообщению РУСАЛа, стороны договорились и о том, что для нужд компании будут снижены тарифы на железнодорожные перевозки бокситов и глинозема для предприятий области. О том, в какие затраты и выпадающие прибыли для региона обратятся эти льготы, также озвучено не было. В то же время, сообщалось, что после первого сокращения тарифов на электроэнергию для БАЗа областной бюджет недополучил 1,5 млрд руб. за полгода.
К релизе РУСАЛа сообщалось, что владелец компании уже достиг договоренности с Внешэкономбанком о предоставлении кредита на $55 млн с процентной ставкой не более 7% годовых. Впрочем, и этот вопрос пока не прописан до конца. Отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU, Петров пояснил, что после предоставления бизнес-планов компании по модернизации предприятий и развития производств, сумма может быть пересмотрена в сторону увеличения, но $55 млн - резерв, который уже сформирован и может быть предоставлен при необходимости. Не совсем ясна и структура расходов, поскольку, несмотря на то, что обсуждались проблемы краснотурьинского завода, представители РУСАЛа заявили, что готовы потратить на него $25 млн, а оставшиеся $30 млн будут потрачены на относительно беспроблемный УАЗ в Каменске-Уральском.
Из всех озвученных фактов можно сделать вывод, что голодовка в Краснотурьинске привела не столько к решению проблем завода, сколько к существенному расширению перечня желаемых преференций для «РУСАЛа», от предоставления которых будет зависеть не только участь "северного куста", но и предприятий в Каменск-Уральском, Михайловске, Полевском и других городах, где есть структуры алюминиевой монополии. А вот, начнет ли реализовываться новая стратегия модернизации и развития предприятий в «алюминиевом кластере» на территории Свердловской области - вопрос, ответ на который будет дан еще совсем не скоро.
| |