|
Недавно на официальном сайте правительства России было опубликовано распоряжение о проведении переговоров и подписании соглашения о строительстве Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций.
Доктор экономических наук, профессор, член Наблюдательного Совета по прозрачности в топливно-энергетическом комплексе при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики Валентина Касымова в интервью K-News прокомментировала некоторые пункты данного соглашения.
Согласно документу, стороны не позднее одного месяца с даты подписания соглашения учреждают ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» на территории КР, где 50 % уставного капитала будет принадлежать ОАО «РусГидро», остальные 50 % - ОАО «Электрические станции».
В статье 9 данного Соглашения отмечено, что технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметная документация, а также кредитная политика, общий объем финансирования строительства и бюджет «Верхне-Нарынских гидроэлектростанций» утверждаются единогласно при наличии кворума, составляющего 5 членов совета директоров.
По мнению Валентины Касымовой, данный пункт требует некоторой доработки.
«Пункт 2 статьи 9 требует доработки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в части учета общественного мнения и мнения органов местного самоуправления с целью обеспечения прозрачности и подотчетности. Предлагаю эту статью в следующей редакции: Технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметная документация, а также кредитная политика, общий объем финансирования строительства и бюджет ЗАО "Верхне-Нарынские гидроэлектростанции" утверждаются единогласно при наличии кворума, составляющего 5 членов совета директоров, после учета мнения общественности, населения и органов местного самоуправления на открытых слушаниях, после чего вносится на рассмотрение Жогорку Кенеша. Поскольку предусмотрены меры по переселению и отводу земель, у населения может возникнуть негативная реакция», - считает эксперт.
По словам Валентины Касымовой, в доработке нуждается и 10 статья данного соглашения, в которой отмечено, что Кыргызстан передает России 25 % акций «Верхне-Нарынских гидроэлектростанций» в доверительное управление на срок окупаемости инвестиций и возврата заемных средств России.
«Здесь можно было бы оговорить, что после возврата заемных средств, привлеченных российской стороной, эксплуатацию Верхне-Нарынского каскада ГЭС и передачу электроэнергии до потребителя полностью осуществляет кыргызская сторона», - сказала Валентина Касымова.
Кроме этого, эксперт выразила мнение, что самой труднореализуемой будет статья 7, в которой отмечено, что среднеотпускные тарифы на передачу электроэнергии должны быть равными тарифам, устанавливаемым для национальных электрических сетей Кыргызстана.
По словам Валентины Касымовой, в стране пока еще нет данных по себестоимости передачи электроэнергии по новым проектируемым воздушным линиям.
«В целом, документы отразили необходимые условия по проектированию и сооружению вышеназванных ГЭС. Проставлены четкие сроки по проектированию, перечислению денежных средств и сооружению, что немаловажно. Их не было в предыдущих намерениях по сотрудничеству», - резюмировала член Наблюдательного Совета при Минэнерго.
Стоит отметить, что в распоряжении правительства России указано, что кыргызстанская сторона не может вносить изменения, носящие принципиальный характер.
В пресс-службе Министерства энергетики и промышленности отказались комментировать ситуация по подготовке проекта соглашений, отметив, что пока не имеется никакой информации.
| |