|
Руководители британской ВР и крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «Роснефть» поздно вечером во вторник в Сочи встретились с президентом РФ Владимиром Путиным, на встрече обсуждалось продолжение и расширение присутствия британской компании в России
Руководители британской ВР и крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «Роснефть» <ROSN> поздно вечером во вторник в Сочи встретились с президентом РФ Владимиром Путиным, на встрече обсуждалось продолжение и расширение присутствия британской компании в России.
Аналитики связывают прошедшую встречу как с возможной сделкой по выкупу «Роснефтью» доли ВР в российско-британской ТНК-ВР <TNBP>, так и с реанимацией сотрудничества на арктическом шельфе.
СОКРАТИТЬ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Путин встретился с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, председателем совета директоров британской нефтегазовой корпорации BP Карлом-Хенриком Сванбергом и главным управляющим директоров ВР Робертом Дадли. Руководители компаний обратились с просьбой о встрече, на которой обсуждались вопросы, связанные с продолжением и расширением присутствия BP на российском рынке и сотрудничества с российскими партнерами.
Песков отказался уточнить, какие конкретные проекты обсуждаются на встрече, в том числе, рассматривается ли возможность покупки долей одного из партнеров в российской нефтяной компании ТНК-BP. «Это корпоративная информация, поэтому конкретно может говорить (только - ред.) сама компания, когда она посчитает необходимым», - сказал Песков.
«Это значит, что компания BP заинтересована в расширении своего присутствия, а также в налаживании сотрудничества с российскими партнерами», - сказал пресс-секретарь президента в ответ на уточняющий вопрос о том, что может значить такого рода встреча.
Представитель ВР сообщил агентству «Прайм», что на состоявшейся вчера в Сочи встрече руководство ВР заверило президента РФ в том, что компания заинтересована в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с Россией, и что переговоры о возможном выходе из ТНК-ВР не означают намерения ВР уйти из России. Говоря о переговорах по продаже доли в ТНК-ВР, он отметил, что с заинтересованными сторонами они продолжаются, но окончательное решение будет принимать совет директоров британской компании, исходя из наиболее выгодного предложения.
Еще на прошлой неделе курирующий ТЭК вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил, что официального обсуждения возможной сделки «Роснефти» по выкупу ею доли британской ВР в ТНК-ВР не было, возможно оно и состоялось прошлым вечером.
В настоящее время по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR (25% - «Альфа-групп» Михаила Фридмана, по 12,5% - «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника).
В консорциуме AAR не стали комментировать новость о встрече.
«Роснефть» ранее заявляла, что приобретение доли BP в TНК-BP будет отвечать интересам как акционеров «Роснефти», так и акционеров BP. Потенциальное приобретение дополнит существующий портфель активов госкомпании и создаст добавленную стоимость для всех акционеров. «Роснефть» уверена, что сделка даст значительный синергетический эффект в области разведки и добычи в Восточной Сибири, развитии газового бизнеса, оптимизации логистики нефти и нефтепродуктов и других областях.
ДВАЖДЫ В ОДНУ РЕКУ
Почти два года назад на такой же поздней встрече с Путиным «Роснефть» и ВР объявили о создании стратегического альянса.
В январе прошлого года «Роснефть» и ВР договорились о взаимном обмене акциями, в рамках которого российская госкомпания могла получить 5% акций ВР в обмен на 9,5% своих акций, а также о совместной разработке российского шельфа Арктики.
Однако по иску AAR сделка была заблокирована. Российский консорциум заявил, что она противоречит акционерному соглашению между партнерами, согласно которому все новые проекты ВР в России сначала должны быть предложены для реализации через ТНК-ВР. В июне прошлого года переговоры по сделке были прекращены. Это стало началом корпоративного конфликта между AAR и британской ВР, продолжающегося до сих пор.
За прошедшее со времени крушения стратегического альянса с ВР «Роснефть» нашла себе других, не менее привлекательных партнеров - американского гиганта ExxonMobil, сделка с которым стала практически зеркальным повторением несостоявшегося альянса с ВР, а также норвежскую Statoil и итальянскую Eni.
Весной этого года «Роснефть направила российским и иностранным компаниям предложение о совместной работе на 12 участках шельфа. На данный момент "Роснефть" не привлекла партнеров для разработки пяти участков из этих 12-ти. Свободными остались участки Магадан-2 и Магадан-3 в Охотском море, Южно-Черноморский в Черном море, Южно-Русский в Печорском море и Медынско-Варандейский в Баренцевом море. "Роснефть" предлагает своим партнерам долю в 33,3% в проектах на шельфе, предложение также включает выплату бонуса в случае подтверждения запасов и финансирование партнером геологоразведки.
ВР на фоне обострившихся отношений с AAR 1 июня заявила о намерении продать свою долю. AAR выразил готовность купить половину доли ВР, то есть 25%. ВР получила это предложение и с 19 июля в течение 90 дней будет вести переговоры как с AAR, так и с другими претендентами на ее долю в ТНК-ВР, но без возможности заключения окончательных соглашений. Переговоры ВР с AAR должны быть завершены 17 октября.
"Роснефть" в конце июля, в связи с заявлениями BP о намерении рассмотреть возможность продажи своей доли в ТНК-BP, проинформировала британскую компанию о своей заинтересованности в приобретении указанной доли. Позднее один из российских акционеров сказал журналистам, что AAR устроит возможное паритетное партнерство с "Роснефтью". Аналитики предполагают, что сделка может быть реализована по цене ниже рыночной или при использовании "Роснефтью" собственных акций.
РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКАХ
В среду источники на финансовых рынках сообщили, что "Роснефть" хочет занять 15 миллиардов долларов на покупку доли в ТНК-ВР. В июне источники сообщали, что совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман проводит в Лондоне встречи с институциональными инвесторами для обсуждения, в том числе, возможного предоставления финансирования под покупку половины доли британской BP в ТНК-ВР. В частности, потенциальным инвесторам предлагались два сценария: продажа AAR ее доли в ТНК-BP британской BP за акции и денежные средства; покупка AAR половины доли BP в российской компании.
В конце июня Фридман говорил, что пока вопрос стоимости ТНК-BP не обсуждался с BP, но цена должна соответствовать рынку на сегодняшний день. По его словам, оценка в 65 миллиардов долларов, которая озвучивалась в прошлом году, уже недействительна. При этом, комментируя предположительные оценки аналитиками доли британских партнеров в 25-30 миллиардов долларов, Фридман сказал, что AAR не видит никаких серьезных покупателей, которые заплатят за 50%-ную долю BP, которая сейчас оценивается в 20 миллиардов, с такой большой рыночной премией.
В июле британские СМИ написали, что AAR предлагает за половину доли ВР 7 миллиардов долларов. Исходя из этой оценки "Роснефть" может выкупить всю долю ВР.
Стороны до сих пор не озвучивали свои оценки по стоимости компании, однако в начале прошлого года, по неофициальным данным, AAR оценивал ТНК-ВР в 70 миллиардов долларов. Весной 2011 года ВР предлагала российским акционерам ТНК-ВР выкупить их долю за 27 миллиардов долларов, однако предложение было отвергнуто.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает цифру в 7 миллиардов долларов слишком низкой. По его мнению, рыночная стоимость доли ВР в настоящее время составляет 25-26 миллиардов долларов. При этом аналитик считает, что "Роснефть" вряд ли захочет платить рыночную цену, а ВР - продавать по нерыночной, поэтому в перспективы этой сделки он не верит. Полищук считает более логичным выход из ТНК-ВР консорциума AAR, что позволило бы "Роснефти" и ВР реализовать свой несостоявшийся альянс.
Аналитик Номос-банка Денис Борисов также оценивает 50% ТНК-ВР примерно в 25 миллиардов долларов. По его мнению, покупка была бы целесообразна для "Роснефти" только по цене ниже рыночной, в противном случае синергетический эффект будет нивелирован. При этом аналитик считает ТНК-ВР интересным активом, хотя и медленно, но стабильно растущим и обладающим перспективными объектами на Ямале.
Борисов предполагает, что сделка могла бы стать успешной, если бы "Роснефти" удалось использовать в ней свои казначейские акции. В настоящее время на балансе "Роснефти" около 12% ее собственных акций, которые оцениваются примерно в 8 миллиардов долларов.
В июне источник в аппарате правительства сообщал "Прайму", что ВР может стать одним из иностранных инвесторов в рамках приватизации "Роснефти" и серьезно обсуждает эту возможность с "Роснефтью" и российским правительством.
В краткосрочных планах правительства - приватизация 15% акций "Роснефти", с сохранением у государственного ОАО "Роснефтегаз" контрольного пакета в крупнейшей российской нефтяной компании. Первый вице-премьер Игорь Шувалов отмечал, что способы приватизации "Роснефти" еще предстоит определить, это может быть обмен активами, либо обмен и продажа акций. Он также высказывал мнение, что идеальным вариантом стало бы появление среди акционеров "Роснефти" глобальных компаний.
Евгения Соколова, Прайм
| |