|
Столичная подземка совершенствует систему оплаты проезда
Пожалуй, одна из главных проблем, с которой сталкивается столичный общественный транспорт, - это оплата проезда. Пассажиропоток растет, и кассы элементарно не справляются с таким наплывом, особенно в начале месяца. В качестве ответных мер московская подземка установила в вестибюлях автоматы по продаже билетов. Правда, пока они выдают лишь карточки на 1-2 поездки. Но планов у городских перевозчиков гораздо больше: и новые автоматы, принимающие банковские карты; и единый билет на все виды транспорта; и использование мобильного в качестве проездного. Но когда же все эти блага цивилизации заработают в Москве? За ответом мы отправились к начальнику службы сбора доходов столичного метрополитена Владимиру Жучкову.
- Известно, что в среднем за день метрополитен перевозит около 8 млн пассажиров. А сколько за это время продается билетов? Не могут ли карточки закончиться на какой-нибудь станции в пиковый момент?
- Одна из задач нашей службы - доставлять проездные документы во все кассы столичного метрополитена. За день пассажиры покупают порядка 1,2 млн билетов. Мы следим, чтобы ни на одной станции бланки билетов не закончились. У нас есть информация по каждой станции, известно, где сколько билетов осталось, какое обычно потребление там. Больше всего проездных документов приходится завозить на станции «Комсомольская», «Новогиреево», «ВДНХ» и «Выхино». Оно и понятно: в спальных районах и крупных транспортных узлах больше всего пассажиров.
- Многим людям не нравится, что у билетов существует срок действия, по истечении которого карточка перестает работать. Зачем сделано такое временное ограничение?
- Билеты не могут быть бессрочными. Мировая практика показывает, что на всех метрополитенах, использующих различные виды билетов, существуют ограничения по срокам действия в той или иной форме. Все виды и сроки действия проездных билетов, действующих на метрополитене, утверждаются постановлением правительства Москвы. Предложения по возможности увеличения срока действия билетов сейчас прорабатываются.
- Сейчас в кассах метро продаются карточки на 365 дней без ограничения количества поездок. Стоят они больше 11 тысяч рублей. С одной стороны, выгодно покупать именно такие билеты, так как один проход через турникеты обходится дешевле. Но с другой стороны - страшно такую карточку потерять. Что делать в такой ситуации?
- В перспективе рассматривается вариант, когда в метро будут использовать именные билеты. Тогда проблема «сгоревших» поездок из-за потери проездного документа отпадет сама собой. Но это, скажем так, технологии будущего. Сейчас же пассажиры могут пользоваться специальными банковскими картами, которые работают и как бесконтактные билеты на метро.
Срок действия карты для проезда равен сроку действия банковского приложения. Обычно это два года. В течение этого периода владельцу карты нет необходимости обращаться в кассу, для прохода в метро достаточно приложить карту к желтому кругу турникета.
Сумма оплаты проезда определяется по итогам месяца, исходя из количества совершенных поездок. То есть чем чаще горожанин спускается в подземку, тем дешевле выходит итоговая стоимость каждой поездки. Первая поездка стоит 28 рублей, 35-я - 22,63 рубля, а 70-я - 17,57 руб. Списание денежных средств со счета владельца происходит автоматически, один раз в месяц.
Сейчас в проекте участвует 20 банков. По имеющимся сведениям, выпущено более 500 тысяч карт с расширенным функционалом. Уже сейчас наша автоматика фиксирует около 100 тысяч проходов в день с использованием данной технологии.
- А почему банковскими картами нельзя расплачиваться в обычных кассах метрополитена?
- В скором будущем на станциях появятся 300 новых автоматов по продаже билетов. В них можно будет приобретать проездные документы на любое количество поездок (5, 10, 20 и т.д.), а не только на одну или две. В этих же аппаратах можно будет оплачивать транспортные карты. Терминалы готовы принимать как наличные, так и банковские карты. Таким образом, проблема окажется частично решена.
Использование «пластика» при оплате в обычной кассе пока неприемлемо. Процедура получается слишком долгой. Пока терминал свяжется с банком, пока кассовый аппарат распечатает чек, пока пассажир на этом чеке распишется... Время бежит, а очередь только растет. При расчете наличными процесс проходит быстрее. Возможно, что с развитием альтернативных способов оплаты и снижением нагрузки на кассы мы станем принимать у пассажиров и кредитные карты.
- Сейчас некоторые перевозчики продают билеты через Интернет. В подземке такое может появиться?
- Купить современную карточку «ультралайт» через Сеть нельзя. Но, если в будущем метрополитен перейдет на новый вид проездных документов, я не исключаю возможность, что их можно будет приобрести и через Интернет.
- Терминалы по продаже билетов стоят не на всех станциях. А там, где автоматы есть, они иногда установлены неудачно. На «Филевском парке», к примеру, аппараты расположены уже за пропускными турникетами. Почему так получается?
- Когда строилось подавляющее большинство нынешних станций метро, об автоматических кассах еще никто и не слышал. Соответственно, место для них не было предусмотрено. Есть несколько небольших вестибюлей, где для автоматических касс свободного пространства нет в принципе. «Филевский парк» относится к таким.
- Бывает, что в метро используют поддельные билеты?
- Подобные случаи встречаются, но очень редко. Автоматизированная система оплаты проезда позволяет выявлять поддельные билеты и прекращать их действие. Чаще бывает, когда билеты покупают, затем продают по повышенной цене. Либо просто торгуют поездками. Пассажиры, которые не хотят стоять в очереди, пользуются подобной услугой. Для снижения очередей в кассы в 2012 году метрополитен установил на станциях 1200 автоматов по продаже билетов на 1 и 2 поездки, которые приобретают все большую популярность. В настоящее время на них приходится более 35% продаж билетов на 1 и 2 поездки.
- А можно как-то перепрограммировать уже использованные билеты?
- Это исключено. Технический принцип карточки таков, что она одноразовая. Более того, проездной документ обязательно должен пройти через кассу и быть внесен в автоматизированную систему оплаты метрополитена. Другими словами, даже если кто-то украдет новый бланк билета с завода-изготовителя, то пользоваться он им не сможет.
- Раньше говорилось о том, что в качестве проездного можно будет пользоваться мобильным. Что сейчас с этими планами?
- Технология, о которой вы говорите, называется NFC (Near Field Communication, или «коммуникация ближнего поля»). Действительно, мы проводили эксперименты совместно с одним из операторов «большой тройки». Использовалась специальная «симка» с эмуляцией кристалла и антенным контуром. Увы, результаты оказались совсем неудачными: в работе таких аппаратов постоянно происходили сбои и отказы.
Это, впрочем, не означает, что на идее надо поставить крест. Теперь ход должны сделать сами компании-производители телефонов. Мобильник изначально должен поддерживать технологию NFC - тогда все заработает без проблем. Уже сейчас у крупных изготовителей есть подходящие модели. Я думаю, что через несколько лет многие аппараты станут производиться уже с поддержкой этой технологии. Необходимые модули будут ставить по умолчанию, как сейчас делают с Wi-Fi, Bluetooth и т.д.
- Столичные власти уже не первый год обещают появление единого билета на все виды общественного транспорта. Когда же его все-таки запустят и чем вызвана задержка?
- Планируется в ближайшее время, но для этого надо решить ряд вопросов. Во-первых, у столичного метрополитена и «Мосгортранса» должна быть единая технология проездных документов. В наземном транспорте применяют магнитные билеты, мы - карточки «ультралайт». Но это, скажем так, не самое сложное. Турникеты в автобусах или трамваях могут считывать карты «ультралайт».
Во-вторых, надо обеспечить взаимодействие баз данных. Сейчас у метрополитена и «Мосгортранса» автоматизированные системы, близкие по принципу работы, но имеющие свои отличия. Заставить их работать вместе - задача непростая, но решаемая. И такие работы ведутся.
В-третьих, необходимо отработать механизм взаиморасчета. Представим ситуацию, когда единый билет на пять поездок был куплен в метро, а использовался в наземном транспорте. Получается, что деньги получил один, а услуги оказал другой. Соответственно, средства автоматически должны переводиться с одного счета на другой. Нужен общий процессинговый центр, регулирующий информационные и финансовые потоки транспортных операторов.
- Скажите, пожалуйста, а для чего ввели 7-минутный перерыв при повторном использовании транспортной карты? Это же создает неудобства!
- К сожалению, зачастую по одной социальной карте проходят десятки пассажиров, не имеющих льгот. Непорядочные люди на этом зарабатывали. Это один из методов пресечения незаконного прохода в метро. Этот перерыв, разумеется, не распространяется на инвалидов I группы (III степени ограничения трудоспособности) и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих право прохода с сопровождающим их лицом. Для обеспечения прохода сопровождающих необходимо социальные карты перекодировать на терминалах, установленных на каждом вестибюле станций метрополитена.
- А что делать пассажиру, если возникают проблемы: не срабатывает билет «ультралайт» или транспортная карта?
- Такие случаи могут быть, если пассажир в спешке прикладывает билет к турникету. В случае если при проходе зеленый индикатор не загорелся, необходимо, не отходя от турникета, повторно поднести карту к устройству контроля, убедиться, что загорелся зеленый индикатор, и пройти через турникет.
Кстати, если у пассажира возникают претензии по работе билетов «ультралайт», то можно обратиться в пассажирское агентство метрополитена или его филиалы. Пользуясь случаем, напомню читателям вашей газеты, нашим пассажирам, что пассажирское агентство расположено на станции «Красные ворота», с понедельник по пятницу работает с 08.00 до 20.00 (без перерыва). Для удобства пассажиров центральный офис агентства работает даже в субботу, воскресенье и праздничные дни с 08.00 до 20.00 (перерыв с 13.00 до 14.00). Контактный телефон 688-02-61. Кроме этого, имеются филиалы на станции «Каширская», тел. 622-23-18, или ст. «Алтуфьево», тел. 684-97-43.
| |