|
Бывший губернатор края - об уроках саммита, единороссах и коммунистах, следственном комитете и ответственности руководителей
Владивосток, 20 сентября, PrimaMedia.
Оценка любым «бывшим» сегодняшней ситуации всегда в чем-то субъективна - будь то положение дел в поселке, на заводе или в целом регионе. Но именно глубина предыдущего опыта позволяет анализировать и сравнивать, сопоставлять и делать определенные выводы. У корр. РИА PrimaMedia появилась возможность взять интервью у бывшего губернатора Приморского края Евгения Наздратенко.
- Евгений Иванович, взять у вас интервью накануне саммита, не пришлось, к сожалению. Давно вы здесь не бывали. Не скучаете по Владивостоку?
- И по Владивостоку скучаю, и по Дальнегорску, моей родине, и вообще по Приморью. Не был уже пару лет. Так складываются обстоятельства. Но очень внимательно слежу за жизнью на приморской земле. И друзья звонят, рассказывают, и в интернете все новости читаю и официальные и неофициальные, потому что, согласитесь, много деталей можно узнать из комментариев в блогах. И конечно, внимательно смотрел и читал все, что касалось подготовки к саммиту и его проведению, тем более, что имел к этому некоторое историческое отношение.
- Что вы имеете в виду?
- Знаете, например, как Владивосток появился в списках городов Тихоокеанского региона, где возможно проведение саммита? На саммите, таком же, как нынешний, в Куала-Лумпуре, я был в составе делегации с Евгением Примаковым, тогдашним премьер-министром. На одном из заседаний он мне вдруг говорит: «Слушай, Владивосток, это же Азия. А если мы его поставим в очередь на проведение саммита?» Ну и поставили. И потом все годы моей работы в Приморье мысль о такой возможности в нас жила. Юрий Копылов, став мэром Владивостока, очень этой идеей заболел и относился к ней вполне серьезно.
Специалисты мэрии просчитывали конкретные проекты и постройки моста через Золотой Рог, и строительства дорожных развязок. Делали планшетную проработку и множества других проектов, включая, кстати, и такие нелирические объекты, как очистные сооружения.
Другое дело, что тогда многим казалось это маниловщиной. И денег в государстве на осуществление всего этого не было категорически, поскольку, если вы помните, кроме всего прочего, баррель нефти стоил 6-9 долларов, а не сотню, как сегодня. Да и вопрос о проведении саммита именно во Владивостоке тогда был вполне теоретическим.
А вот практическим его сделал именно Владимир Путин. И все, что потом произошло - федеральное финансирование, глобальные проекты и прочее - тоже происходило по его воле и абсолютному пониманию той роли, которую должно сыграть Приморье и Владивосток, в частности, в мировой политике и перераспределении экономических и инновационных потоков.
Как бы то ни было, но для лидеров стран, где сконцентрировалась половина людских и материальных ресурсов мира, Владивосток теперь - это не просто точка на карте, а место проведения крупнейшего мирового экономического форума, где решались важнейшие вопросы межгосударственных взаимоотношений и направления развития АТР на годы вперед. Для нас же с вами Владивосток - как был, так и остался форпостом России на Дальнем Востоке. Раньше - военным, теперь - экономическим.
- Завершился саммит, остались проблемы: качество строительства, водоснабжение на Русском острове, дороги. Деньги, неизвестно куда исчезавшие, громадная коррупционная составляющая и так далее.
- Что касается «утекших» денег во время разнообразных строек, это вопрос к правоохранительным органам. Известно, что они этим уже занимаются вплотную. Я знаю, например, какой профессиональный потенциал у приморского Следственного Комитета. Если им не мешать, они четко и точно работают. И быстро. Я думаю, что те, кому положено, и деньги найдут, и с виновных спросят.
Я тут прочел отзыв одного из японских журналистов, работавших на саммите: - «Это, конечно, гигантский проект. Интересно, что с ним будет дальше?» И в этом, что называется, основной вопрос нашей с вами современности.
Но, есть вещи однозначные. Например, мост через Золотой Рог, о котором мечтали в городе со дня его основания. Или новый терминал и современнейшая взлетная полоса в аэропорту. Или очистные сооружения - очень дорогостоящие, но уже давно необходимые.
Волнует другое. Сейчас встает проблема собственности. Чьи они все эти гигантские сооружения? Кто и на какие деньги будет их содержать? Какие налоги и кто будет платить?
Или дороги. Это отдельная, больная, трудная тема. И если внимательно почитать, что пишут об этом в блогах приморцы, то поводов для оптимизма маловато. Я лично не понимаю одного: как могли депутаты, не подвластные административному давлению и, якобы, существующие для того, чтобы защищать интересы людей, которых они представляют, допустить такое наплевательское отношение к интересам этих самых граждан при строительстве автобана.
Что мы имеем сегодня? На новой дороге нет аварийных карманов. Поэтому, любое дорожное происшествие, чревато осложнениями. Нет съездов в поселки и кварталы, люди вынуждены полдня объезжать по кочкам, чтобы вырулить к себе домой. Уже сейчас идет самовольное строительство съездов во многих местах.
А что делать тем, кто живет значительно ниже эстакады? Я уже не говорю о полностью разбитых внутриквартальных дорогах в самом городе. Их подробно и со вкусом показывали во время саммита все федеральные телеканалы. Или о размытых новых трассах. Создается впечатление, что те, кто проектировал и строил, не слышал ничего о приморском климате. О сильных морозах и не менее сильных тайфунах. О туманах, способных «съесть» все от железа до бетона. О влажности в 100% и т.д.
Где были и куда смотрели народные избранники? Почему не били во все колокола и не заявляли протесты на всех уровнях? Почему, наконец, не приняли срочного документа, запрещающего ТАКОЕ строительство? Ведь сумели же они в срочном порядке принять законодательные акты по землеотводу. Что им в дальнейшем помешало показать, кто здесь хозяин? Как это было, кстати, при строительстве Московской кольцевой дороги (МКАД).
В этом грандиозном проекте принимал участие практически каждый депутат московской областной Думы. Скрупулезно контролировались все этапы строительства - от проектной мастерской до перерезанной ленточки. Съезды и развязки в своих регионах депутатские комиссии проверяли едва ли не по сантиметру. Результат - вот уже много лет одна из самых загруженных в мире трасс исправно работает.
Обидно, что во Владивостоке сместили приоритеты. И то, что должно было строиться для удобства жителей края, оказалось просто «гостевым маршрутом». А гости что? Гости приехали, проехали и уехали.
Повторюсь, не надо забывать, что власть исполнительная во многом, в отличие от депутатского корпуса, зависима. А глас народный должны и обязаны были транслировать именно депутаты.
- А почему вы не говорите о личной ответственности губернатора? Из корпоративной солидарности?
-Конечно, сейчас найдется масса желающих всех собак повесить на действующего губернатора. Но эти местечковые политические игры, в которые играет пара десятков заинтересованных лиц, на самом деле негативно отражаются на всем крае. Создают нервозную обстановку, порождают неуверенность, мешают работать. И какая выгода от всего этого приморским жителям?
Губернатор, безусловно, несет свою долю ответственности и имеет свои рычаги влияния. Однако не надо забывать, что он человек в крае новый. Психологи говорят, чем выше должность, тем больше времени требуется человеку для адаптации. Президент как-то сказал, что при замене министра, нужно ждать год, пока новый освоится. Губернатору такого времени никто не даст. Ни сверху, ни снизу.
| |