|
Кинофестиваль «Крок» - легендарный и, вместе с тем, самый любимый и динамичный форум нашего анимационного сообщества. Когда смотр заканчивается, невозможно мгновенно вернуться к своим прежним, будничным делам: яркие впечатления от фильмов и общения с коллегами, мастер-классов и творческих встреч, кулуарных бесед и легкомысленной болтовни, прогулок по старинным городам и посиделок на верхней палубе теплохода, еще долго напоминают о себе.
«Крок» - международный фестиваль анимационных фильмов. Изначально (с 1989 года) он проходил раз в два года, с 1998 стал ежегодным. Проводится на паритетных началах двумя странами - Россией и Украиной - и проходит поочередно в каждой из них. У фестиваля два президента: Эдуард Назаров от России и Давид Черкасский от Украины и особый почетный президент - Юрий Норштейн.
Северный - российский - «Крок» посвящен студенческим и дебютным фильмам. Южный - украинский - собирает зрелых режиссеров анимационного кино. Принципиально важно, что фестиваль проходит в форме круиза на теплоходе. Участники смотра находятся в тесном общении друг с другом, не испытывают необходимости крутиться между гостиницей и кинозалом, а имеют возможность запросто встретиться и плодотворно пообщаться с коллегами и опытным мастерами. Участники «Крока» - люди, беззаветно влюбленные в мультипликацию; фестивальные мероприятия не предназначены для сторонних зрителей (они смогут увидеть лучшие фильмы смотра на специальных показах), а ориентированы на профессионалов области. Конечно, проведение кинофестиваля на корабле влечет за собой некоторые неудобства и минусы (например, далеко не идеальное качество показа), но эти несовершенства оправданы и несущественны на фоне многих уникальных преимуществ столь рискованного, непростого, но удачно выбранного месторасположения форума. ХIX Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» открылся 9 сентября 2012 года в Санкт-Петербургской академической филармонии грандиозным мульт-концертом. Актеры и артисты эстрады в сопровождении симфонического оркестра «Капеллы "Таврическая" исполняли известные и любимые публикой песни из отечественных мультфильмов. Настоящий фурор произвел украинский актер Валерий Чигляев. Несмотря на появившуюся с возрастом полноту, благодаря уникальному обаянию, ухмылке в бороду и характерному исполнению песни "В жизни как в кино", все узнали пирата из анимационного фильма "Остров сокровищ". Завершился смотр 17 сентября в Московском кинотеатре "Художественный" торжественной церемонией закрытия и оглашением призеров.
Нынешний "Крок" стал для участников фестиваля очень полезной, хотя и непростой школой: все учились друг у друга. Учились смотреть и анализировать фильмы, понимать других художников, говорить с коллегами со всего мира о своем и чужом кино, принимать критику и отвечать на нее, делать выводы из чужих ошибок... Благодаря критику Ларисе Малюковой (за чуткость, открытость и прозорливость ее обожают все режиссеры-мультипликаторы от мала до велика) традиционные для фестиваля дискуссии проводились как занятия по режиссуре анимационного фильма. Встречи, официально названные "Разбор полетов", проводились Ларисой поочередно с нашими лучшими педагогами: Иваном Максимовым, Михаилом Тумелей, Юрием Норштейном, Константином Бронзитом, Игорем Ковалевым. Иван Максимов заметил, что многие студенты и дебютанты пытаются рассказывать в своих фильмах истории, но только треть из них оказываются понятны зрителю. Мастер пытался объяснить значение и необходимость внятного рассказа, простоты и четкости повествования. Он отметил, что молодежь, как обычно, не жаждет снимать добрые истории, считая, видимо, такие фильмы старомодными и "попсовыми". Однако, судя по нынешнему конкурсу, молодежь все меньше снимает "чернушного" кино, хотя часто обращается к темам смерти, кровопролития, старости... На "разборе полетов" Иван Максимов уделял особое внимание визуальной составляющей фильма: рисунку, графике, контурам, качеству анимации и движения персонажей.
Руководитель мастерской анимационного кино Белорусской государственной академии искусств, режиссер Михаил Тумеля заметил, что взгляд молодых авторов в последние годы направлен не внутрь себя, на свои проблемы, фантазии и рефлексии, а на другого. Начинающие режиссеры-аниматоры в своих фильмах рассказывают о тех, кто отличается от них самих и нуждается во внимании, защите и опеке: о стариках, инвалидах, о больных и немощных. Патриарх отечественной анимации Юрий Борисович Норштейн был, по своей традиции, строг и требователен. Каждому участнику разбора он постарался максимально точно указать на режиссерские просчеты, ошибки, недостатки. Некоторым фильмам не хватало, по меткому выражению Норштейна, "укола в язык" - отточенных драматургических ходов, сюжетных поворотов и деталей, способных вызывать острое сопереживание происходящему на экране. При этом ¬¬мастер просил не забывать о необходимости юмора даже в трагедии. Константин Бронзит признался, что на каждом показе своих фильмов чувствует стыд. Он очень обрадовался тому, что молодежь испытает подобные эмоции при демонстрации своих работ. Мастер ужаснулся провалам в профессиональных знаниях у зарубежных студентов, которые не получают должного наставления от своих преподавателей. Зачастую молодежь всеми силами пытается зашифровать простую идею, испытывая собственную режиссерскую беспомощность. Константин Бронзит, как и Иван Максимов на своем разборе, часто признавался авторам, что он ничего не понял в их фильмах. Игорь Ковалев провел дискуссию очень мягко, задавая уточняющие вопросы, поощряя и подчеркивая достоинства работ. Однако, это деликатное и трепетное обсуждение оказалось менее результативным и полезным, чем жесткие разборы, которые необходимы подрастающим художникам. Мастера были честны, строги, иногда в чем-то жестоки, но при этом отмечали и сильные стороны фильмов, хвалили студентов за проделанную работу. Константин Бронзит подытожил обсуждение словами: "учитесь держать удар". Таковы издержки не самой приятной и сложной профессии. В целом ребята стойко принимали критику, прислушивались к советам, при необходимости отстаивали свое мнение, понимая, что само попадание на фестиваль - уже признание успеха и победа. Конечно, многие переживали, некоторые столь болезненно восприняли неожиданно жесткое обсуждение, что даже задумались о смене профессии.
В кулуарах "Крока" начались дискуссии об оправданности таких "разборов полетов". Говорили о необходимости поддерживать и вдохновлять, а не "топить" молодежь критикой, подрезая крылья. Удивительно, что столь результативная и полезная форма мастер-классов, возможность проведения "работы над ошибками" собственного фильма с мастером, вызвала противоречивую реакцию в среде профессионалов и организаторов фестиваля. Развитие, творческий рост, самосовершенствование требуют от режиссера стойкости, спокойствия, упертости. Некоторые молодые авторы расстраивались, что их фильмы не попали на жесткий разбор, например, к Бронзиту, и сами подходили к мастеру с просьбой указать на ошибки. Константин охотно откликался на просьбы и, несмотря на усталость и позднее время, садился с дебютантами пересматривать их фильмы на ноутбуке и разбирать проделанную работу. Слушать замечания опытных режиссеров оказалось полезно не только авторам фильмов, но и всем, интересующимся анимацией. Впрочем, других на корабле и не было: кругом - все свои. На публике вести обсуждение в таком ключе, может быть, и не стоит, но в рамках программы обмена опытом и знаниями, просто необходимо. Знания, полученные в ходе "разборов полетов", дополнились впечатлениями от мастер-классов и ретроспектив членов жюри: художника, режиссера, номинанта на премию "Оскар", обладателя Гран-при фестиваля "Крок-2010" Бастиена Дюбуа (Франция); режиссера и продюсера Мигеля Рибейро (Португалия), режиссера Елизаветы Скворцовой; художника, режиссера, руководителя детской студии анимации Елены Касавиной (Украина) и председателя жюри, легендарного продюсера студии "Дисней" Макса Ховарда (США), который рассказал о том, как режиссер анимационного кино может стать номинантом на премию "Оскар". В Ярославле зарубежных участников организованно отвезли в гости на студию Александра Петрова. Русские участники, проявив смекалку, нашли дорогу самостоятельно и, хотя пропустили обзорную экскурсию по студии, успели попасть на мастер-класс по технике живописи по стеклу.
Завершилась своеобразная учебная программа "Крока" насыщенным мастер-классом Константина Бронзита; он тезисно, но очень внятно и четко рассказал студентам о режиссуре, различных составляющих профессии, сценарии, темпоритме, о кинообразе и природе гэга. Обсуждения, мастер-классы, ретроспективы - важная часть фестивальной программы, но, конечно, не самая главная. Конкурсная программа фестиваля "Крок" отличается насыщенностью и большим объемом: 38 учебных картин, 99 - дипломных и 41 дебютный фильм. Селекционная комиссия провела огромную работу, стараясь отобрать все самое интересное, профессиональное и представить к показу картины самых разных стран и школ. Конечно, просмотр столь объемной и продолжительной программы (намного большей, чем у других международных фестивалей) требует много времени и сил, но в случае "Крока" хочется сказать "чем больше - тем лучше". Ребята учатся на фильмах друг друга, всем очень интересно поглядеть на работы своих коллег со всего мира. Остается только посочувствовать жюри, которому приходится совершать сложный выбор. Приятно, что в итоге смотра отмеченными оказались три российские картины: кукольная история о приятии близкого человека "Мой странный дедушка" Дины Великовской (ВГИК), трагикомедия о деревенской тоске и жажде перемен "Пишто уезжает" Сони Кендель (Школа-студия "ШАР") и "Снежинка" - детская сказка Натальи Чернышевой из Екатеринбурга (производство - студия "Пчела"). Получать призы и награды - очень приятно, но, кажется, несмотря на свою творческую юность, участники фестиваля "Крок" понимают, что счастье - не в наградах, а в чем-то другом. Быть может, в непреходящей, удивительно дружеской атмосфере на фестивальном корабле. Получая награды, лауреаты многократно благодарили организаторов смотра за подаренный праздник. Более 250 гостей, конкурсантов и представителей СМИ из 40 стран мира находились практически в постоянном общении и единении. Насыщенная программа заставляла вставать ранним утром и следовать на показ, мастер-класс или осмотр достопримечательностей Валаама, Рыбинка, Ярославля, Углича. После показов фильмов, дискуссий и проведения клуба "Ре-анимация", дискотеки или карнавала, пойти "спать пораньше" просто не получалось: насыщенность событий и переполняющие эмоции не позволяли сомкнуть глаз. Конечно, неформальное общение проходило не без употребления различных напитков (некоторые из молодых гостей рискнули попробовать крепчайшую и знаменитую "Кроковку", которую употребляют мастера), но никогда веселье не превращалось в пьянку. Организаторы и корифеи "Крока" постоянно шутят по этому поводу, но скорее для создания определенного имиджа фестиваля, чем правды ради. "Крок" по-украински означает "шаг". Фестиваль развивается, растет, живет и, что не менее важно, дает возможность участникам двигаться вперед, делать шаги навстречу друг другу и шаги вперед в развитии своего мастерства.
| |