|
В Новом Манеже - новая выставка. Из ереванского Музея Сергея Параджанова в Москву привезли порядка семидесяти работ. В основном это коллажи знаменитого режиссера и художника, а также редкие фотографии. Экспозицию назвали «Дом, в котором я живу»
Гостей встречают в национальных армянских костюмах и с фруктами из Еревана. А вот и сам гостеприимный хозяин - Сергей Параджанов. Он приглашает на выставку «Дом, в котором я живу», хотя экспонаты из дома, где знаменитый режиссер бывал всего несколько раз, а пожить в нем так и не успел. Музей открыли через год после смерти Сергея Иосифовича, в 1991. Там его рисунки, скульптуры и коллажи.
Куратор выставки Марина Лошак лично ездила в Ереван, чтобы из полутора тысяч вещей выбрать 70 для московской выставки. «Дом, в котором мог бы жить этот художник. И в нем атмосфера абсолютно домашняя. И сотрудники музея, мы были очень тронуты и удивлены, каждый день обедают вместе за большим столом в кухне, где сами готовят еду», - говорит она.
Завен Саркисян, директор ереванского музея, дружил с Сергеем Параджановым 12 лет. Много его фотографировал. Знаменитый режиссер подписывал снимки, а идеи для них предлагал иногда сам. Вот, например, его похороны. Тогда он был жив и здоров. Но захотел, чтобы в кадре все было по-настоящему - траурная процессия, слезы. К смерти у Параджанова вообще было особое отношение. Как и к жизни. И к творчеству. Он говорил, что «болен красотой». Поэтому создает ее из всего, что под рукой - из газет, пуговиц, обоев, разбитых бокалов, стульев. Даже щетки для мытья посуды в сочетании с бельевыми прищепками превратились в произведение искусства.
«Кто знал Параджанова, может подтвердить, что он был ярче, чем его работы. Это была удивительная личность, у него был удивительный голос, обаяние. Его начинали любить-уважать в тюрьме, поэтому его недаром перевозили из одного лагеря в другой - чтобы сделать ему больнее. Он в трех лагерях сидел на Украине», - говорит директор Музея Сергея Параджанова Завен Саркисян.
Его осудили в 1973, по сфабрикованному делу о гомосексуализме. Все четыре года в тюрьме он работал, рисовал и придумывал сценарии для новых фильмов. Как режиссер снял 16 картин, свою последнюю «Исповедь» завершить не успел.
Будучи больным он сделал свою последнюю куклу - «Параджанов в раю». И это, конечно, очень трогательно. Он понимал все. И понимал, что самое главное он сделал. Он снял гениальные фильмы.
Фильмы на выставке тоже покажут. Но даже если пересмотреть их все и не раз, а каждый коллаж разглядывать через лупу, то все равно тайну Параджанова не разгадать. Что-то есть в его искусстве необъяснимо притягательное. Кино не теряет актуальности, а музей Параджанова - самый посещаемый в Ереване.
| |