|
АСТАНА. 21 октября. КАЗИНФОРМ - Казинформ публикует статью «Казахстанские инновации: брать только нужное» журналиста Дмитрия Верхотурова, опубликованную в восьмом номере журнала «Мой бизнес Казахстан».
Обычно в политике поддержки инноваций приоритетное внимание уделяется финансовым инструментам. Однако казахстанский опыт показывает, что одной лишь финансовой поддержкой почти никаких проблем решить нельзя, и нужна структура, которая будет соединять науку и производство, передавать научные достижения в реальный сектор экономики. Такой структурой в Казахстане стало АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». Путем накопления опыта, проб и ошибок эта структура создала систему развития новых технологий, в наибольшей степени подходящую для условий постсоветских стран.
От технопарка к инжинирингу новых технологий
Разумеется, Казахстан не избежал общего влияния и в процессе формирования собственных инструментов развития создал технопарки. При этом само понятие определяется следующим образом: «Технопарк - сервисный комплекс, предназначенный для развития и реализации инновационных проектов посредством предоставления услуг технологического бизнес-инкубирования, включающих в себя услуги на льготной основе».
В технопарках открывались офисы, производственные помещения, лаборатории, учебные классы - в общем, все необходимое для создания инкубатора инновационных идей. В теории казалось, что это способно обеспечить бурный рост инноваций.
Однако реальный опыт показал, что принятых мер недостаточно. «Мы думали, что стоит лишь создать технопарки, как туда придут ученые и будут работать. Но это было не совсем так, и потребовалась государственная помощь на самых ранних стадиях работ. Мы не могли сделать опытный образец, испытать его, сертифицировать и вывести продукцию, интересную для венчурного инвестирования», - рассказывает председатель правления АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (ЦИТТ) Саят Нюсупов.
Опыт работы технопарков показал, что без поддержки на ранних стадиях работ инновации не могут развиться в привлекательный для инвесторов продукт. Потому ЦИТТ изменил подход и стал оказывать на безвозмездной основе поддержку доводки инновационного продукта до предынвестиционной стадии. «Мы должны сделать проекты рыночно привлекательными. Наша задача - перевести язык ученых на язык банкиров», - подчеркивает Саят Нюсупов.
Реальные инновации
«Мы хотим сделать так, чтобы большей частью наука работала на заказ. У реального сектора есть технологические проблемы. И здесь государство выступает локомотивом этого процесса и дает гранты, но заказы должны исходить из реального сектора экономики», - указывает Саят Нюсупов. Иными словами, новшества ради самих новшеств, инновации ради инноваций, которые часто маскируют отсутствие реальной работы по перевооружению промышленности, в Казахстане отвергнуты.
Для этого «Центр инжиниринга и трансферта технологий» совместно с Министерством индустрии и новых технологий РК выделяет гранты по четырем направлениям: на разработку технико-экономического обоснования, на опытно-конструкторские разработки, на приобретение технологий, на зарубежное патентование. Гранты даются в соответствии с четкими приоритетами решения конкретных технологических проблем реального сектора экономики.
Другой стороной этой политики является отбор новых технологий, предназначенных для освоения в Казахстане. Дело в том, что модернизацию можно проводить и на основе морально устаревших технологий, которые стоят сравнительно недорого и могут дать быстрый эффект. Но он будет кратковременным, поскольку изживающие себя уже сегодня технологии завтра превратятся в анахронизм, тормозящий развитие промышленности. Также есть опасность, что при неразборчивом освоении технологий иностранные партнеры могут начать ввозить в Казахстан устаревшее, бывшее в употреблении оборудование и превратят страну в рынок утилизации промышленного старья. Подобные случаи уже были в практике.
Все проекты должны проходить тщательную технологическую экспертизу, считает Саят Нюсупов. Экспертиза должна точно установить, что ввозимая технология действительно является передовой, а ввозимое оборудование - действительно новым, современным и не бывшим в использовании. Только в этом случае дается разрешение на ввоз.
Также планируется развернуть технологический аудит инвестиционных проектов. Многие предприятия были приватизированы в условиях реконструкции производства и установки нового оборудования. Однако сейчас трудно сказать, какие инвесторы выполнили свои обязательства, а какие нет. Технологический аудит инвестиционных проектов должен четко определить, в каких случаях инвестор добросовестно выполнил свои обязательства, а в каких случаях приватизационный контракт был лишь прикрытием для выкачивания ресурсов из предприятия.
Естественный отбор
Вместе с тем, уделяя огромное внимание поиску и приобретению технологий за рубежом, Казахстан вовсе не собирается становиться только реципиентом иностранных технологий. Ведется интенсивное развитие инфраструктуры инноваций, которая позволит создавать свои собственные технологии. Но в этом вопросе страна пошла путем создания сети отраслевых конструкторских бюро (КБ). Эти структуры создавались на базе тех КБ, которые есть на любом крупном предприятии, сводились вместе, обеспечивались современным оборудованием, оснащением, программным обеспечением.
Всего было запланировано создание пяти отраслевых КБ национального уровня: транспортного машиностроения, горно-металлургического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и нефтегазового оборудования.
Из них уже создано два отраслевых КБ: ТОО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» в Астане и ТОО «Конструкторское бюро горно-металлургического оборудования» в Усть-Каменогорске. Эти КБ должны внести вклад в воссоздание на новом техническом уровне машиностроительной отрасли в Казахстане.
В созданной в республике инновационной системе закрыта большая часть тех брешей, через которые неведомо куда утекают огромные средства. Четко выстроенные приоритеты развития новых технологий сразу отсекают сомнительные и малопродуктивные проекты, которые не приводят к повышению технологического уровня реального сектора экономики. Отбор - вот главный принцип эффективности казахстанской модели поддержки инноваций: брать только то, что реально необходимо.
Разработки и проекты, которые отбираются для реализации, доводятся до такой стадии, когда их можно уже предложить банкам и инвесторам, причем в привычной для них форме, с проработанным бизнес-планом, чтобы они могли рассмотреть предложение и принять по нему решение.
Можно не сомневаться, что при таком подходе к делу инновационная политика даст эффект и свои результаты. Через некоторое время вполне может сложиться ситуация, когда компании из соседних стран будут покупать новые технологии именно в Казахстане, как бы фантастично это ни казалось сегодня.
| |