|
О возвращении так называемой балльной системы наказаний за нарушение правил дорожного движения, которая существовала в Советском союзе, говорят уже давно. Однако до конкретных законопроектов дело пока не дошло.
На этот раз инициаторами стали представители «Единой России», которые предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие поправки. В частности, предлагается прописать шкалу увеличения штрафов за каждое нарушение и тот лимит, после которого водитель уже лишается прав. В настоящее время система наказаний иная. «Если человек нарушил один раз - он платит штраф. Нарушил второй, третий, четвертый и даже десятый - он все равно платит такие же деньги, как и в первый раз. Та система, которая была в советское время, имела определенный успех. К примеру, водитель управлял автомобилем в состоянии наркотического опьянения и врезался в остановку. Под колесами его автомобиля погиб невинный человек. Когда стали выяснять - оказалось, что до этого у него уже было 50 штрафов. Наверное, если бы это как-то учитывалось, то трагедию можно было бы предотвратить», - рассказал в интервью «Известиям» один из авторов идеи первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Подобная мера увеличения наказаний, по его мнению, будет способствовать повышению дисциплины среди водителей.
Лишать прав за частые разговоры по мобильному телефону за рулем машины предлагает законопроект, который уже внесен в Госдуму...
В советское время сначала существовала «дырочная» система, когда за каждое нарушение права прокалывались. После трех таких проколов водителя ждало лишение прав. Потом было решено перейти на балльную систему. На этот раз прокалывать никто ничего не собирается. Авторы предлагают записывать нарушения на электронные носители. А внедрение единой базы ГИБДД на всех водителей значительно упростит доступ к прошлым нарушениям автомобилиста, если таковые были. Еще один представитель партии в Госдуме, Александр Сидякин считает, что надо внедрять и систему электронных записей, которая поможет в суде разобраться кто прав, а кто виноват. Ведь не секрет, что в настоящее время суд больше верит полицейскому. «Когда появится эта система электронных записей, то надо, чтобы в суде появилась некая состязательность в процессе. Если на дороге столкнешься с беспределом со стороны полиции - представишь доказательство или свидетеля суду, и суд исследует и изучит каждое из представленных доказательств. Тогда можно не бояться неверной записи и неправомерного лишения прав», - отмечает Сидякин. Член комитета ГД по бюджету и налогам Евгений Федоров отмечает еще один «недостаток» в существующей системе наказания. Состоятельный водитель готов платить штрафы и не сильно зависит от их размера. «Сегодняшняя система штрафов фактически перестает работать для водителей, у которых большой достаток, они начинают меньше внимания обращать на систему штрафов, чаще нарушают. В этом плане надо сделать некую мотивацию, растянутую по времени, то есть накапливание проступков - идеальный вариант», - говорит Федоров. Подобные аргументы приводят и другие эксперты. Зато против введения балльной системы выступил председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, считая ее коррупционной. «В наших реалиях возвращение балльной системы снова вдохновит сотрудников ГИБДД, которые только повысят свои поборы, и ничего не изменится. У нас те наказания, которые есть, не выполняются. Поэтому нужно думать, как создать систему, когда существующие наказания будут исполняться, и несомненно нужно вернуть авторитет дорожным инспекторам, который давно был утерян», - прокомментировал Похмелкин. Балльная система успешно используется на Западе. Например, в Англии, Франции или Германии водитель получает один балл даже за небольшое нарушение. После накопления 12 баллов ему грозит лишение прав на полгода.
| |