|
В прокат выходит одна из самых громких отечественных премьер года - «Орда» Андрея Прошкина. Но гордость за страну вызывает и заокеанская полицейская драма «Патруль» - ибо снята она нашим, российским оператором! Конкуренцию этим лентам составляют новая версия истории «Судьи Дредда» - на сей раз в 3D, школьные зарисовки о том, как «Хорошо быть тихоней», и «Экстази», очередное эссе на тему «Наркотики - зло».
В прокат выходит одна из самых громких отечественных премьер года - «Орда» Андрея Прошкина. Но гордость за страну вызывает и заокеанская полицейская драма «Патруль» - ибо снята она нашим, российским оператором! Конкуренцию этим лентам составляют новая версия истории «Судьи Дредда» - на сей раз в 3D, школьные зарисовки о том, как «Хорошо быть тихоней», и «Экстази», очередное эссе на тему «Наркотики - зло».
«Орда»
Россия, реж. Андрей Прошкин, в ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Александр Яценко, Иннокентий Дакаяров, Андрей Панин.
Только Джанибек убил брата, чтобы самому стать ханом Золотой Орды, как вдруг - новое несчастье: мать Тайдула внезапно ослепла. Перепробованы все возможные средства лечения - ни один не помогает. Остается только понадеяться на чудо молитвы - и в Москву посылают за митрополитом Алексием. Плата за исцеление - судьба родимого княжества; на дворе - середина XIV века.
«Орду» можно рассматривать с нескольких сторон. Есть сторона смысловая, есть - техническая. Смысловой касаешься с заметным опасением: уж слишком много за последние годы появилось у нас «духоподъемных» фильмов, даже оторопь берет. Видится в этом какой-то особый «заказ», следует, наверное, прочесть в этом какое-то наставление - ведь если Церковь через экран обращается к пастве, для чего-то, стало быть, ей это нужно. Но расшифровывать эти послания и рассуждать как о миссии святого, так и о его Чуде, совершенно не хочется. Подходить к этому можно с разных точек зрения, что в нашей многоконфессиональной стране легко обернется по меньшей мере жаркими спорами; да ну.
Поэтому отдадим лучше должное чисто техническому профессионализму создателей картины. Сделана она виртуозно. Всем известен исторический факт, что Орда была, но как она существовала, как выглядела, как жили люди - об этом даже ученые знают крайне мало. Поэтому киношники создавали всё с нуля, пользуясь имеющимися источниками и, в первую очередь, своим воображением. И придраться к результату никак невозможно, так и хочется повторить вслед за Папой Римским легендарную фразу «Всё так и было» (сказанную им в отношении другого фильма). Для съемок ленты был выстроен настоящий, чрезвычайно правдоподобный город, подобран аутентичный реквизит, сшиты «правильные» костюмы - теперь хоть садись и сразу диссертацию пиши о быте того времени. А как здесь рубят головы!.. Восхитительно рубят - нельзя было даже предположить, что у нас умеют делать настолько качественные спецэффекты.
Подобное отношение к производству вызывает чувство глубокого уважения: далеко не про каждый российский фильм можно сказать, что он сделан на подлинно «голливудском» уровне. И если за весь год вы смотрите только одну картину отечественного производства, «Орда» заслуживает того, чтобы стать таковой. Когда чуть позже кинематографисты будут подводить итоги года, про эту работу Андрея Прошкина они, скорее всего, будут вспоминать чаще прочих.
«Патруль» (End of Watch)
США, реж. Дэвид Эйер, в ролях: Джейк Джилленхол, Майкл Пенья, Анна Кендрик, Натали Мартинез, Америка Феррера.
Будни лос-анджелевского полицейского патруля. Преследования, заканчивающиеся перестрелками, случаются не каждый день, куда чаще приходится сталкиваться с «пустяками»: то негр слишком буйный попался, то на вечеринке музыка громкая, то мужик детей клейкой лентой связал. Но бывают и сюрпризы: выбирая между тем, куда лучше поехать - успокаивать пенсионера, который бросил соседу кружку воды в окно, или искать не отвечающую на звонки дочери старушку, напарники случайно натыкаются на крупнейшую партию наркоты и запредельное количество трупов. И жизнь их теперь не стоит и ломаного цента.
Оригинальность стандартному сюжету придает то, что вся картина снята будто бы на «скрытую камеру» - прием, уже порядком поднадоевший, но не исчерпавший пока себя полностью. Зачем простым полицейским столь обстоятельно фиксировать свою жизнь так, правда, и не объяснено - но ведь это Лос-Анджелес, здесь все вокруг постоянно кино снимают, почему бы и копам не попробовать! Хотя стилистика, следует отметить, выдержана не полностью: присутствие третьей, уже настоящей камеры ощущается постоянно. Тем не менее, если не обращать на мелкие недочеты внимания, эффект «погружения» достигается почти полный. Что, в целом, работает: ходы, типичные для любого полицейского фильма, не выглядят здесь совсем уж «банальщиной», и ты даже постепенно забываешь, что перед тобой вообще-то не реальный патрульный, а Джейк Джилленхол, только побритый. На выходе имеем крепкую картину, выгодно отличающуюся от прочих если не историей, то попыткой хоть как-то по-новому ее преподнести.
Режиссер Дэвид Эйер ранее поставил фильмы «Крутые времена» и «Короли улиц» и написал сценарии «Тренировочного дня» и «S.W.A.T.». То есть, полиция - это стопроцентно его тема, которую он хорошо знает и очень умело отрабатывает; будем ждать его новых на этот счет высказываний. Но в случае с «Патрулем» куда интереснее знать не про того, кто сидел в режиссерском кресле, а про того, кто отвечал за транслируемую на мониторе картинку. А это был наш соотечественник Роман Васянов, снявший на родине такие хиты как «Охота на пиранью» и «Стиляги» и два года назад получивший операторский приз «Кинотавра» за картину «Явление природы». «Патруль» - его первая большая работа на чужбине, а вскоре последуют еще три, все сплошь со «звездами». Молодец! Пожелаем Роману удачи.
«Хорошо быть тихоней» (The Perks of Being a Wallflower)
США, реж. Стивен Чбоски, в ролях: Логан Лерман, Эмма Уотсон, Эзра Миллер, Джонни Симмонс, Пол Радд.
15-летний Чарли - необщительный паренек, и в новой школе он поначалу оказывается в полном одиночестве. Но вскоре встречается с Патриком и его сводной сестрой Сэм - они старше на три года, но сразу принимают мальчугана в свою компанию. Разумеется, он тут же влюбляется - и, разумеется, никак не решается в этом признаться.
Обычная школьная история - друзья, подружки, чуток уроков, чуть больше вечеринок, а так - просто дни, неповторимые, но так быстро утекающие друг за другом. И только два нюанса, которые отличают этот фильм от массы ему подобных. Во-первых, Чарли немножечко, но болен - его мучает страшная психологическая травма из детства, и временами это опасно. Во-вторых, герои участвуют в театральных вакханалиях, традиционных на сеансах фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора», и обожают только что зазвучавшую песню Дэвида Боуи «Heroes» - стало быть, это 1977-й год. Что объясняет магнитофонные кассеты, на которые пишутся признания в любви, прием ЛСД и ряд других приятных ностальгических мелочей, а также дает законное право предположить, что всё это Стивен Чбоски - режиссер, автор сценария и автор легшей в его основу книги - взял из собственного жизненного опыта.
| |