|
В концертном зале имени Чайковского отметили 100-летие чтецкого искусства. Стихи и прозу читали актеры Василий Лановой, Александр Филиппенко, Антонина Кузнецова.
Жечь сердца людей словом Лановой учился более 60 лет - с тех пор как 13-летним мальчишкой в театральной студии при заводе имени Лихачева впервые прочел со сцены местного ДК отрывок из «Войны и мира». Говорит, это едва ли не сложнее, чем играть в театре.
«Тут совсем другая манера общения со зрительным залом, чем в театре. Совершенно другая. И совсем другая, чем в кино. И просто чувствуешь эти полторы тысячи человек. Держать их два часа - столько энергии уходит! А чуть-чуть ослабишь держать, и внимание мгновенно уходит», - рассказывает Василий Лановой , народный артист СССР.
Антонина Кузнецова в чтецы «сбежала» из театра. Теперь - никаких репертуарных рамок. Можно свободно цитировать любимых Вийона и Цветаеву. Чтец, в отличие от артиста, сам себе режиссер.
«Мы - жанр одиночек. Мы существуем каждый по-своему. Кто-то только рассказчик, кто-то и играет, как я - я всю жизнь играю. У меня много моноспектаклей. А кто-то только рассказчик. Это выбор каждого», - объясняет Антонина Кузнецова, народная артистка России.
Искусство звучащего слова хоть и идет от древнегреческих трагиков и ораторов, едва ли не самый молодой сценический жанр. Этой осенью ему исполнилось всего 100 лет. Его основатель - одесский артист Александр Закушняк. Стихи и прозу со сцены читали и до него, но именно Закушняк первым сделал «литературу на эстраде» своей профессией. И стал давать по сотне «вечеров интимного чтения» в год.
Вот так, как сейчас Александр Филиппенко, в начале 20-х его тезка Закушняк читал стихи Есенина и Пушкина. Только слушали его не искушенные театралы, а неграмотные крестьяне - для них это было единственной возможностью приобщиться к высокой литературе.
«Надо сказать, что у Закушняка в дневнике есть совершенно поразительные строки: "Читал крестьянам рассказы Чехова и Мопассана. Успех громадный". Сегодня это звучит очень актуально, потому что все, конечно, грамотные, но никто не читает», - уверен Павел Любимцев, заслуженный артист России.
Именно поэтому в программе концерта - хрестоматийная классика. В качестве культпросвета - Лесков, Ахматова, Маяковский, Гаршин.
Хотя пик популярности чтецкого искусства пришелся на первую половину 20 века, и сегодня подобные выступления собирают полные залы. На этот концерт так вообще многим билетов просто не хватило. Впрочем, возможность послушать любимых артистов еще представится: концерт «Звучащее слово» открывает одноименный абонемент. Впереди - и Василий Лановой, и Александр Филиппенко, и Алла Демидова с сольными программами.
| |