|
Астана, 23 сентября. В сфере образования Казахстана грядет глобальная реформа. В республике собираются поэтапно заменить все школьные пособия, сообщает корреспондент МТРК «Мир» Майя Тенизбаева.
Действительно, беспокоиться есть из-за чего. Все еще не утихли разговоры о происхождении первого человека в мире, покорившего Космос. Напомним, учебник английского языка для 5-го класса содержал в себе вопрос: кем по национальности был Юрий Гагарин? Детям предлагалось выбрать правильный ответ из трех «революционных» вариантов: он либо англичанин, либо испанец, либо американец. Учебное пособие, выпущенное два года назад, было рекомендовано Министерством образования Казахстана. Но грубую ошибку обнаружили только сейчас - и то родители учеников. Автор учебника Танат Аяпова уверяет, что ошибку допустили в издательстве.
Танат Аяпова, автор учебника по английскому языку для 5-х классов: «Учебник написан на очень современном уровне. Методика преподавания иностранных языков соблюдена. Этот учебник прошел анализ экспертов».
Само же издательство «Атамура» от комментариев отказалось. Между тем в Управлении образования Алматы заверили: неточность в книге школьникам не повредит, а наоборот, поможет развитию логического мышления.
Саида Токеева, специалист Управления образования Алматы: «Он (ученик) должен сказать: "Нет, эти три ответа неверны. Гагарин ни к одной из этих национальностей не относится, он русский". Должен быть такой ответ. Сейчас мы стараемся даже на ЕНТ задавать вопросы, которые развивают логику».
Содержанием современных учебников возмущен и главный педагог страны. Министр образования заявил, что надо менять пособия, готовить новых авторов, контролировать издательства и обновить систему экспертизы. Словом, пересмотреть основы госстандарта в целом.
Что такое хорошо и что такое плохо в школьном образовании, решили определить и в Жамбылской области. Здесь чиновники испугались за детскую психику. Запретили сборник задач с головоломками российского писателя Григория Остера. Стоит отметить, что эти головоломки изучило не одно поколение российских школьников. Госслужащие объяснили причину - «задачи не соответствуют детскому развитию». Например, одно из заданий составлено следующим образом: «Петру Петровичу каждую ночь является привидение. Ровно в полночь оно встает из могилы и бредет от кладбища к дому мужчины со скоростью 5 км/час. 2 часа привидение жутко воет под окнами, а потом с той же скоростью бредет обратно. В 6 утра привидение ложится в свою могилу. Узнай расстояние от кладбища до дома Петра Петровича».
Потом и вовсе выяснилось, что сам Остер вообще был не в курсе, что его рассказы вошли в казахстанский сборник.
Григорий Остер, писатель, заслуженный деятель искусств РФ: «У меня никто не спрашивал разрешения на то, чтобы использовать их в школьных учебных пособиях. Если включать это в учебник, то надо не одну задачу, а комплексно».
Об особенностях национального образования в Казахстане говорят не впервые и совет ученых, и народные избранники. Одни предлагают реформы, другие объясняют книжные «ляпы» человеческим фактором.
Камал Бурханов, депутат мажилиса парламента Республики Казахстан: «Учебники поручается писать далеко не простым людям, не с улицы. Это компетентные люди, которые работают в этой сфере. Но есть и человеческий фактор. Наши структуры проводят достаточно сложный фильтр этих учебников».
Депутат парламента Камал Бурханов с ностальгией вспоминает свои школьные годы. Говорит, в советских учебниках тоже были опечатки, но таких грубых все же не встречалось. При этом он подчеркнул, что первые казахстанские пособия начали выпускать всего 16 лет назад.
Общественный контролер со стажем Нариман Есимбеков два года назад вместе со своим сыном Алиханом Жумановым подал в суд на министерство образования. Тогда мальчик учился во втором классе. Разобраться в суде он решил после того, когда прочитал пособие по правилам дорожного движения. Учебник пестрил оригинальными фразами - например, такими: «Расстояние проходимой машиной дороги между началом нажима водителем на тормозную педаль и до остановки транспорта называется тормозным путем», или «Попадание детей под колеса машин зачастую происходит из-за того, что ими не всегда учитывается это обстоятельство».
Нариман Есимбеков, отец Алихана Жуманова: «Я думаю, надо начать именно с этих ученых докторов наук, профессоров, которые в буквальном смысле слова купили свои звания, ученые степени».
Между тем в управлении образования Алматы уверяют, что за выпуском учебников следит серьезная комиссия, и книги проходят многократную проверку.
Данат Жанатаев, председатель профсоюза «Парасат»: «Если мы таким путем пойдем, то в ближайшее время не избавимся от некачественных учебников, их будет больше и больше. Поэтому надо менять систему, готовить авторов».
В минобразовании решили принять жесткие меры: помимо замены учебников потребовали ввести общественный контроль и усилить роль родительских комитетов.
| |