|
Умер бывший министр обороны России Павел Грачев. Десять дней назад его доставили в госпиталь имени Вишневского, все это время он пробыл в реанимации. Прощание с ним состоится 25 сентября в Культурном центре Вооруженных Сил РФ. Герою Советского Союза было 64 года
Блестящая военная карьера: от лейтенанта-десантника в Рязани и взводного в прибалтийском Каунасе - до командира Отдельного парашютно-десантного полка в Афганитане. Туда посылали лучших. Свой интернациональный долг Павел Грачев в общей сложности отдавал пять лет и три месяца. «За выполнение боевых задач при минимальных людских потерях» он получил звезду Героя. Его уважали за то, что он, в прямом смысле, берег своих подчиненных.
Это ярко проявилось потом в 1991 году, во время ГКЧП. Павел Грачев, как и положено военному человеку, сначала исполнил приказ и привел войска в столицу, но стрелять по защитникам Белого Дома отказался категорически.
«Мы поговорили с генералами и решили, что в людей стрелять не будем. И если надо - в отставку уйдем», - вспоминал он.
Президент Ельцин этот смелый шаг оценил, и Павел Грачев возглавил Министерство обороны новой России. Армия встретила эту назначение с надеждой, ведь вокруг все разваливалось, вооруженные силы надо было сберечь.
«Это был человек мужества и героизма, человек гражданской стойкости. Когда должность министра обороны была скорее наказанием, он имел мужество терпеть все, защищая интересы страны. В окружении Бориса Ельцина всем было нелегко, Павел Сергеевич умел сохранять лицо, и многие ветераны вспоминают, что значительная часть социальных достижений была сделана именно при нем», - отметил командующий Воздушно-десантными войсками РФ Владимир Шаманов.
Самого же Павла Сергеича, как он сам признавался, многое печалило. Рушились романтические иллюзии, с которыми страна вошла в 90-е. Он привык к военному порядку, а вокруг был хаос. Так было в Чечне, в 1995 году. Политики пытались переложить на военных все, за что должны были отвечать сами. Отсюда и чудовищные проблемы первой чеченской войны.
Потом многие ставили ему в вину и начало Чеченской компании, и самую высокую генеральскую тулью, и слабость к легковым автомобилям. Но время все это уже списало. Павел Грачев остался верен своей военной профессии. В политику он не пошел. Он избегал лишнего пафоса. И, возможно, оценивал свою историческую роль скромнее, чем она была на самом деле. В этом году он сильно болел. В воскресенье у него не выдержало сердце.
| |