|
В Санкт-Петербурге проходит Международный Кинофорум 2012. Событие масштабное, объединившее сразу несколько фестивалей. Уже идут показы международного и студенческого («Начало») кинофестивалей и фестиваля «Послание к человеку». Сегодня, 24 сентября, открывается 20-ый «Виват Кино России!».
В жюри международного кинофестиваля вошли финский режиссер Аку Лоухимиес, директор международного кинофестиваля в Иерусалиме Гилли Мендель, основательница Берлинского кинофорума Эрика Грегор и российский кинопродюсер Елена Яцура. Возглавил жюри балканский режиссер Эмир Кустурица. Его речь во время церемонии открытия слегка удивила, так как господин Кустурица сделал акцент на музыке в кино, но вскоре все прояснилось. Хобби председателя жюри известно всем кинолюбителям мира. И хотя играть на гитаре Эмир Кустурица так и не научился, но даже дождливый воскресный вечер не помешал ему весело скакать по сцене на Манежной площади вместе с музыкантами из его панк группы No smoking orchestra. В рамках международного кинофестиваля зрители увидят 68 картин со всего мира, 14 из них, в том числе и фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу», вошли в конкурсную программу (председатель отборочной комиссии Алексей Дунаевский). Торжественная церемония закрытия СПМКФ состоится 29 сентября. Организаторы Кинофорума при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по культуре постарались как можно шире вовлечь городское пространство в фестивальную жизнь. Открытие международного прошло в театре комедии имени Акимова, «Послание к человеку» - в первом павильоне «Ленфильма», «Виват...» - в Александринском театре. На первый взгляд кажется, что все прекрасно. Объединение нескольких структур идет на пользу фестивальной жизни. Оргкомитет взял на себя приезд московской прессы, оплату городской рекламы и так далее. Гендиректор Кинофорума Мария Авербах и ее команда искренне стараются, чтобы всем гостям и зрителям было комфортно, что очень непросто. Кинофорум как конфликтная среда Удивительно, как питерцы при малейшей возможности демонстрируют всем свое умение создавать конфликты на ровном месте. Их страсть к борьбе за межу привела к сегодняшнему состоянию ОАО «Ленфильм». Оказалось, что и на городском фестивальном рынке тоже все непросто. С одной стороны, можно пользоваться всеми благами и одновременно в кулуарах говорить приехавшим журналистам (даже с переходом на конкретные личности, что, на мой взгляд, совсем уж не прилично) о том, что наш-то фестиваль «ого-го-го!, а ни международного, ни тем более, Кинофорума в следующем году не будет!». Но оргкомитет Кинофорума старается гасить атмосферу недоброжелательности. И к счастью, зарубежные гости - участники кинопрограмм, члены жюри - заняты весь день. Кроме просмотров, они стремятся побывать то в Царском Селе или в Петергофе, то посетить Русский музей или Эрмитаж. И, судя по реакции иностранцев, они в восторге и от города, и от культурной программы, и от кинопоказов. Также мало волнуют внутренние дрязги и кинозрителей. Им куда интереснее посмотреть, например, фильм Ингмара Бергмана «Фанни и Александр», который представлял продюсер Йорн Доннер. Билеты на ретро-сеанс разлетелись моментально, и по требованию не попавших, пришлось объявить дополнительный. Первый лауреат Во время церемонии открытия в переполненном первом павильоне «Ленфильма» президент «Послания к Человеку!» Алексей Учитель вручил приз за вклад в кинематограф Алексею Герману. В честь такого события был показан документальный фильм Павла Костомарова и Антуана Каттина Playback, посвященного съемкам картины Германа «История арканарской резни». Перед просмотром Алексей Юрьевич заметил: «Фильма я сам не видел, но если получилось смешно, то я буду только рад, потому что нет ничего более унылого, чем режиссер, который слишком всерьез к себе относится». Смех зрителей сопровождал многие эпизоды, но получилось не только смешно. Лично для меня кульминацией фильма Костомарова и Каттина стал большой эпизод, посвященный трагически раннему уходу из жизни кинооператора Владимира Ильина. Но в целом, после просмотра Playback вопросы, почему столько долго идет работа над экранизацией братьев Стругацких, отпадают. Ответ - потому что над каждым кадром автор фильма Алексей Юрьевич Герман работает, как над последним в своей жизни. Через мат, через конфликты и примирения, режиссер стремится создавать настоящее искусство. Надеюсь, что итоговый результат окажется адекватным самому процессу. Замечу, что в будние дни на «Ленфильме» пустота и коридоры, напоминающие состояние «Мосфильма» в 1998 года. И сегодня лишь Сергей Снежкин на студии снимает документальный фильм о киноведе Армене Медведеве. Режиссер воспользовался удачным стечением обстоятельств. Армен Николаевич приглашен руководить жюри «Виват, кино России!», а свою рабочую историю по окончании ВГИКа он начал редактором киностудии «Ленфильм». И если сегодня нет полноценной жизни на киностудии, то можно порадоваться ее славным прошлым. Книга о Михаиле Константиновиче Калатозове Кинофорум выполняет и просветительскую миссию. 27 сентября в Малом зале кинотеатра «Аврора» состоится презентация необыкновенной книги. Ее появление в свет, а затем и путешествие из Тбилиси в Санкт-Петербург - это история любви Анны Калатозишвили к своему дедушке - великому советскому режиссеру и кинодеятелю Михаилу Константиновичу Калатозову и своему брату, безвременно ушедшему российскому режиссеру и продюсеру Михаилу Калатозишвили («Дикое поле»). Анну в Тбилиси поддержали друзья (часть тиража - каждый экземпляр книги весит 2 с лишним кг - привезла в Питер режиссер Нино Ахвледиани, одна из авторов книги) и министерство культуры Грузии. Книга, замечу, издана на русском и английском языках. Часть бесценных текстов предоставил и Мартин Скорсезе, большой поклонник творчества Михаила Константиновича Калатозова. Известно, что он ждет своих экземпляров. И, действительно, книга настолько прекрасна, что будет несправедливо, если и российские зрители лишатся возможностей читать исторические документы, обсуждения, письма и сценарии, в том числе и «Шамиль», увидеть уникальный фотоархив Михаила Калатозова. И было бы правильно, если министерство культуры России оплатило бы тираж книги и для распространения ее в России.
| |