|
Одна из самых любимых московских улиц у советских кинематографистов – Поварская. Здесь сохранились местечки старой Москвы: усадьбы, доходные дома, церквушка 17 века.
Одна из самых любимых московских улиц у советских кинематографистов - Поварская. Здесь сохранились местечки старой Москвы: усадьбы,
доходные дома, церквушка 17 века. По праву эта улица среди москвоведов зовется аристократической: на Поварской в разное время проживали Долгоруковы, Гагарины, Волконские, Миндовские и Морозовы, здесь обедали литераторы и встречались актеры, а также жили известные писатели - Лермонтов, Гоголь, Бунин и Ахмадулина. Корреспондент портала «В Москве» прогулялась с экскурсоводом клуба «Прогулкино» по Поварской и ее окрестностям и узнала, где знаменитый киногерой Мимино ждал встречи с Ларисой Ивановной, зачем в «Офицерах» львам приделали клыки, а также что нужно было Штирлицу в посольстве Грузии.
Кто жил на Поварской
Поварская слобода, в которой селились повара, обслуживавшие царский стол, стала застраиваться еще при Иване Грозном. Переулки слободы получили соответствующие названия - Хлебный, Ножовый, Столовый, Чашниковый.
При Петре I служащие царского сытного двора перебрались в Петербург, а Поварскую улицу, которая находится недалеко от Кремля, облюбовали дворяне. Они и стали строить здесь особняки, а после отмены крепостного права вынужде
ны были некоторые дома продать. На рубеже 19-20 веков были построены сохранившиеся до наших времен необычные доходные дома.
После того, как был разбит Проспект Калинина (сейчас Новый Арбат), начало Поварской улицы оказалось обрубленным. Теперь по четной стороне улицы нумерация начинается с дома №8.
В начале 20 века на верхних этажах этого дома располагался театр. Здесь собиралось Общество любителей искусства и литературы, основанное певцом Федором Комиссаржевским и Константином Станиславским. По словам экскурсовода Татьяны, угловая часть этого дома была разобрана при строительстве Проспекта Калинина.
На Поварской жили и знаменитые писатели. Например, в доме №26 в 1917-1918 годах небольшую двухкомнатную квартирку снимал Иван Бунин, который наблюдал за событиями «окаянных дней», разворачивающимися у него под окнами. А в 20-е годы здесь жил писатель Борис Пильняк.
Еще один дом в окрестностях Поварской связан с именем Михаила Лермонтова. Здесь располагалась усадьба его бабушки, и, конечно, писатель не раз бывал у нее. А в необычном доме с неоклассическим фасадом по адресу Поварская, 20 проживала знаменитая поэтесса поколения «шестидесятников» Белла Ахмадулина.
Место свиданий в «Мимино»
Дом № 5 по нечетной стороне Поварской - памятник истории и культуры, построенный еще в 17 веке - церковь Симеона Столпника. Храм неоднократно пытались снести в советские годы, сначала в 30-е, а затем при застройке Проспекта Калинина, в 60-е. К счастью, памятник уцелел.
Помимо того, что этот дом не раз попадал в объектив кинокамеры, примечателен он тем, что в приходе храма жил Николай Гоголь, а также здесь венчались Николай Шереметев и актриса Прасковья Жемчугова.
Сейчас эта церковь смотрится почти игрушечной на фоне высоток Нового Арбата, но по-прежнему привлекает режиссеров. В советском кино церковь мелькает в фильмах «Москва слезам не верит», «Иван Васильевич меняет профессию», «Белорусский вокзал» и «Мимино». Именно здесь Мимино ждал встречи с Ларисой Ивановной. Действие этой сцены происходит зимой, и, судя по кадрам, с возвышенности, на которой стоит церковь, дети катались на санках.
Это не единственная сцена фильма, которая снималась на Поварской. Сюда же, в дом №11, где в советское время размещалось издательство Союза писателей, Мимино вместе с Волоховым пришли устраивать Валико в «большую авиацию».
Дом со львами из «Офицеров»
В окрестностях Поварской стоит необычный дом со львами на крыльце. Любителям советского кинематографа он знаком по фильмам «12 стульев» (эпизод с Никифором Ляпис-Трубецким), «Девушка без адреса» (герой ищет попутчицу), и, конечно, «Офицеры». В первой части фильма «Офицеры», в сцене знакомства Любы и Алексея возле этого дома, у каменных львов есть клыки. На самом деле их не было - это всего лишь киношный трюк.
Если вспомнить вторую часть фильма, когда внук с бабушкой и дедушкой проходят мимо этого дома, мальчик удивляется, какие же это львы, у них даже клыков нет, и нам показывают львов у подъезда уже без клыков", - напоминает экскурсовод.
Театр киноактера из фильма «Москва слезам не верит»
Еще одно излюбленное советскими кинематографистами место - Театр киноактера. Здесь героини «Москвы слезам не верит» Катя и Людмила восторгаются встречей с артистом Харитоновым, который идет по красной ковровой дорожке.
Кроме того, Театр киноактера мелькает и в знаменитых «12 стульях» Гайдая.
Мало кто знает, что это здание строилось как Центральный дом каторги и ссылки общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, но по назначению никогда не использовалось, рассказывает экскурсовод. В советское время здесь был кинотетар, а затем это место стало площадкой кинофестивалей.
«Дом Штирлица»
Дом, в котором сейчас находится секция интересов Грузии в РФ, в Малом Ржевском переулке, киноманам знаком по фильму «17 мгновений весны». Этот особняк, построенный архитектором Соловьевым в стиле модерн, запомнился поклонникам героя Вячеслава Тихонова. Именно здесь снималась сцена, в которой фашисты держали радистку Кэт.
Этот дом привлекает внимание необычным дизайном: торец здания декорирован керамическим панно, где также изображены четыре музы, почтовый ящик украшен изображением летучей мыши, а вход - фигурками совы с совятами.
Высотка из «Служебного романа»
Главная героиня «Служебного романа» - товарищ Калугина - тоже жила в окрестностях Поварской. На балкон дома 47 по Большой Никитской Людмила Прокофьевна пошла за вином и помидорами в ожидании гостя. А Новосильцев с цветами по переулкам Поварской шел к ней на встречу.
Иметь жилплощадь в такой высотке всегда было престижно, особенно в советское время. Так, квартира на Большой Никитской, 47 способна вместить около 100 человек. Квартира в кино - яркое отражение социального статуса героя. Если начальница живет в центре Москвы, то ее подчиненный Новосильцев - в непрестижном по тем временам районе у нынешней станции метро «Достоевская». При этом сцену в квартире героини снимали не в этом доме.
Ольга ШВЕНК
| |