|
Большой московский цирк на проспекте Вернадского открыл сезон новой программой «Остров грез». Наша газета задалась вопросом: почему отечественная цирковая отрасль, на две трети укомплектовывающая своими звездами мировые труппы, остается убыточной у себя на родине?
В этом спектакле кенгуру встают на пуанты, гепарды кружатся в вальсе, а белые медведи грациозно скользят по льду. Где чудесам еще случаться, как не в цирке? Очереди у касс здесь стоят всегда, пусть и не такие громадные, как в советские времена, когда заполучить заветный билетик было великим счастьем. Каждый вечер зал заполнялся под завязку. Хотя Цирку на Вернадского и сейчас грех жаловаться, но это исключение из правил: он, как и еще три коллектива - в Питере, Казани и Ижевске, - не входит в систему Росгосцирка.
В целом же отечественный цирк переживает не самые лучшие времена. Дело не в неконкурентоспособности по отношению к таким раскрученным мировым брендам, как, скажем, знаменитый Cirque du Soleil.
С ним, кстати, лучшие наши цирки вполне могут спорить за зрителя на равных. Только вот зритель этот давно отвык от того, что «наше» может быть лучше «ихнего». Агрессивная реклама не дает ему в этом усомниться, не афишируя такой любопытный факт: иностранные труппы минимум на две трети состоят из российских артистов. Наши же цирки по привычке, оставшейся в наследство от несытых 90-х, на всем экономят.
Бюро пропаганды циркового искусства было создано в 60-е, когда и без него наш цирк гремел на весь мир. Но именно благодаря этой самой пропаганде великих циркачей все знали в лицо: Карандаша и Олега Попова, Енгибарова и Никулина, Ирину Бугримову, династию Дуровых... Сегодняшних «Дуровых» широкая публика не знает. И чтобы ситуацию переломить, систему продвижения надо создавать заново, невзирая на то, что дело это весьма дорогостоящее. Мы и так по этой части отстали лет на 15.
Но не только в отсутствии рекламы проблема. Только что выбранная Министерством культуры по открытому конкурсу на должность директора Росгосцирка Фарзана Халилова - до нынешнего назначения директор того самого Большого цирка на проспекте Вернадского - главную причину видит в пренебрежении властей предержащих. И с ней трудно не согласиться. Увлекался Борис Николаевич теннисом - целую плеяду ракеток мирового масштаба вырастили. Любит Владимир Владимирович облачаться в кимоно - из олимпийского Лондона наши дзюдоисты привезли целую охапку медалей впервые в истории российского (да и советского) спорта. А цирк искренне любил только дорогой Леонид Брежнев. Арена на проспекте Вернадского, кстати, была выстроена по его указанию: пять сменных манежей, более 3 тысяч мест, 700 артистов в труппе.
Справедливости ради отметим, что незадолго до президентских выборов, еще в бытность премьером Путин подписал указ, согласно которому на реанимацию цирковой системы выделено 28 млрд рублей. Многие специалисты считают эту сумму вполне достаточной для того, чтобы сделать серьезный шаг к выходу из кризиса - отремонтировать здания большинства из 42 цирков, входящих в систему Росгосцирка, модернизировать их оборудование... Если, конечно, все деньги дойдут по назначению. Пока же вместо маленького «острова грез» перед новым директором Росгосцирка - целый континент убыточных предприятий. Цирк становится самоокупаемым, когда заполняемость залов достигает хотя бы 65%. Начиная с 70% он уже приносит уверенную прибыль. Но сегодня цирки страны заполняются в среднем лишь на 60%.
| |