|
В палитре Недели искусств Art Week Style.uz гармонично соседствуют технологичный кинематограф и «живой» театр, серьезные международные научные конференции и оживленные, динамичные мастер-классы, противоречивое современное искусство и наследие традиций. Наряду с разноплановыми выставочными проектами Недели Style.uz-2012 программу украшает выставка азербайджанских ковров «Волшебные узелки», которая начнет свою работу 8 октября в 17.00 в Центре национальных искусств.
Экспозицию составят 60 азербайджанских ковров из коллекции Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства в Баку. Также будут представлены тематические фотографии и видеоролик, посвященный ковроделию в Азербайджане.
История коврового искусства в Азербайджане зародилась в бронзовом веке. Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей этой страны, воплощая в себе эстетику гармонии, идеи, художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения, всю цветовую гамму окружающей природы. Античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер «Зейва» вписан в картину «Мадонна Каниника» голландского живописца Яна ван Эйка (XV век) и многие другие.
Особый, «золотой век», прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. «тебризский стиль». С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. Выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды - золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций.
Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы - безворсовые и ворсовые ковры.
Безворсовые ковры именуются еще «коврами быта», обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом - «тюркбаф», открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые и крупные, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение «картинок», ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это - во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.
В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская. Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. «Содержание» ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это «Овчулуг» - охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
Для сохранения богатейшего наследия страны в 1967 году в Баку был создан Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства. Великолепные ковры и ковровые изделия созданные руками азербайджанских мастериц украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне. В ноябре 2010 года «Традиционное искусство ковроделия в Азербайджане» внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Говоря о роли ковров в жизни азербайджанцев, надо отметить, что у азербайджанцев богатство может быть определено фразой «у него столько-то ковров и килимов».
| |