|
Выставка, посвящённая 140-летию Ивана Бунина, открывается в Москве в филиале Государственного литературного музея. Она рассказывает о самых важных событиях в жизни и творчестве писателя. О том, как он был удостоен Нобелевской премии, почему уехал из страны и не вернулся, когда позвали обратно. Сотни фотографий, рукописи и редкие кадры кинохроники.
Персональная выставка посвящена 140-летию со дня рождения Нобелевского лауреата. «Декамерон» был написан во время чумы, мои «Темные аллеи» - во времена Сталина и Гитлера. В словах на сборнике любовных рассказов вся суть выставки «Чаша жизни», она о трагическом слиянии судеб. Великого писателя и его страны. Фото революционных годов, и очевидная драма в глазах Бунина. Под стеклом первое издание знаменитых антибольшевистских «Окаянных дней».
«Это как хроника, понимаете? И как Бунин говорил, это для другого есть образы какие-то, а для меня каждый образ - это глаза, рот, нос, лицо, руки, выражение», - говорит Сергей Морозов , старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.
«Окаянные дни», в общем-то, стоившие Бунину гражданства, были написаны в форме дневника и не были закончены. Продолжение, как туманно объяснил автор, он упаковал в банку и зарыл под землей.
«Была даже такая идея, мы знали, где жил Бунин в Одессе, перерыть весь этот огород, может быть, мы найдем эту банку. Никто не рыл», - рассказывает Сергей Морозов, старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.
Четыре сотни документов. Парадокс Бунина, последнего после Толстого русского классика, еще ни разу не чествовали персональной выставкой. Все время не складывалось. В год 100-летия отмечали 100-летие Ленина.
«110-летие Бунина совпало со 100-летием Блока, страна отмечала Блока, 125-летие совпало со 100-летием Есенина», - говорит Залиева Ольга,СНХ старший научный сотрудник отдела Государственного Литературного музея.
Выставка поделена на главы биографии. Эти документы о финале войны. В каждом выражено сочувствие народу. А вот рассказ о публичном поклоне писателя молодым ветеранам на неком парижском званом вечере.
«И вот из довольно больших чинов встал, вероятно, узнав Бунина по фотографиям, и сказал: "Простите, я имею честь сидеть рядом с Нобелевским лауреатом ИАБ?". Тогда Бунин встал и сказал: "Нет, простите, это я имею честь сидеть рядом с русским офицером", - рассказывает Сергей Морозов, старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.
В указе о разрешении эмигрантам восстановить советское гражданство, подписанный Сталиным, Бунина упорно призывали вернуться. С ним, отказавшимся в итоге, встречался советский посол во Франции Симонов.
"Когда Симонов начал говорить, как хорошо в советской России, какими возможностями обладают писатели. Бунин, прикинувшись дурачком, начал его спрашивать: „Да-да, все знаю, а вы не подскажете, вот был у вас такой писатель Бабель, а куда он делся? Что-то ничего не слышно", - говорит Залиева Ольга, старший научный сотрудник отдела Государственного Литературного музея.
Отдельным залом на выставке, возможно, главное, и точно наиболее известное событие творческой жизни Ивана Бунина - вручение ему в 33 году Нобелевской премии по литературе.
| |