|
Меры в области дорог и транспорта, озвученные новым мэром Москвы Сергеем Собяниным, обсуждают эксперты. Есть вещи, которые однозначно радуют, - это признание необходимости «сосредоточиться на расширении узких мест» и желание действовать совместно с подмосковным руководством.
«Давно пора!» - заметил корреспонденту «Росбалта» ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников, один из тех, кто неустанно корил столичное руководство за нежелание работать с областью. А тут - не только Собянин в день своего избрания поучаствовал в совещании по транспорту, но и губернатор Московской области Борис Громов принял в том же совещании участие и готовность к сотрудничеству засвидетельствовал. Приятно. Может быть, и пустячок пока, но приятно.
«Совершенно правильно Соябнин определил болевую точку: это несостыкованность, несогласованность действий Москвы и области, - подчеркнул председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора", член экспертного совета Государственной Думы по транспорту Вячеслав Лысаков , заодно посетовав, что сам он весь четверг провел в пробках и разъездах. - Если мы настроим тьму дорог, они все равно упрутся во МКАД, и мы получим эффект бутылочного горлышка. Только в увязке с областью решать».
Однако тут же начинаются и некоторые разногласия - в том числе, связанные с видением будущего самого губернатора Громова. «Наверно, все-таки Московский регион должен быть в едином управлении, - предположил Лысаков, - то есть, Москва и область должны иметь один управляющий центр».
Идея расформирования Московской области как субъекта Федерации существует уже довольно много лет, в разных вариантах - от полного объединения Москвы с Подмосковьем, до «дележа» всей областной земли, кроме самого ближнего Подмосковья, между соседними областями. Александр Стрельников категорически не согласен.
«Вы знаете, я лыс, но даже у меня волосы дыбом встают от таких проектов, - заметил эксперт. - Всякое изменение границ только меняет головную боль. Правильно было бы прислушаться к члену Общественной палаты Вячеславу Глазычеву, который сумел в Челябинске наладить переговорный процесс между городом и прилегающими районами. Это спасает Россию от неустойчивой вертикали власти, - горизонталь должна возникнуть».
Но развитию «горизонтали» мешают слишком многие факторы. Например, такой, который мало кто заметил: «Градостроительный кодекс запрещает анализировать ситуацию за пределами административных границ, - напомнил Стрельников. - Это считается нецелевым расходованием бюджетных средств. Это закон, принятый в угоду застройщикам, которые освобождены от всякого рода обременений. Мы страдаем от этого очень. Транспортники вынуждены даже воровать информацию».
Однако идея развития линий метро за пределы Москвы некоторых экспертов не радует. Есть, увы, печальная закономерность: чем длиннее линия, тем больше народу скапливается на центральных станциях, а они не резиновые.
А ведь обидно! Казалось бы: ведь люди, которым надо, скажем, в Зеленоград, они же все равно едут на метро до «Речного вокзала», - ну, так давайте продлим метро до Зеленограда, и всем будет хорошо. А вот не получается, оказывается, не будет хорошо. Сегодня часть пассажиров едет в Зеленоград на электричке, а завтра, привлеченные удобством беспересадочной езды, они могут пересесть на метро, да еще кто-то с собственных машин пересядет. И на «Театральной» будет Ходынка.
Как напомнил Александр Стрельников, проект продления Сокольнической линии метро от «Юго-Западной» до Внукова рассматривался на полном серьезе, и были сделаны первичные расчеты. Которые, к сожалению, показали, что в утренний час «пик» на «Юго-западной» в сторону центра уже никто в вагон войти не сможет. Даже на существующих линиях, в часы «пик» люди порой вынуждены ехать сперва на конечную станцию, потому что сесть в вагон возможно только там. Так что, слишком удобного пути в Подмосковье, видимо, все-таки не получится.
Необходимость продолжать работы на «Большой Ленинградке» и Четвертом кольце, в которой убежден новый градоначальник, также вызывает сомнения у Стрельникова. «А что такое "бессветофорная Ленинградка?" - спросил он. - Светофор на Маяковке позволял сворачивать на Садовое кольцо. Эти повороты все равно будут, но где? Через переулки».
По поводу 4-го кольца, Александр Стрельников заметил: «Пока мы не уберем чрезвычайную офисную нагрузку в центре города - нам кольца не нужны: они не ведут к цели. 38% мест труда в центре, центростремительные потоки огромны - а кольца пусты». Ну, предположим, все-таки не пусты, но есть еще один момент. «Представьте Ломоносовский проспект около МГУ. Это улица, и если она станет чем-то подобным Третьему кольцу, - с нее в прилегающие кварталы уже не съедешь, - напомнил эксперт. - Нужны параллельные улицы, а их нет, потому что Шуваловский квартал поглотил все возможные улицы. Поэтому я считаю, что Четвертое кольцо нельзя делать без сохранения улицы, обслуживающей территорию - ее нельзя вынуть».
«Шуваловский квартал» - одно из последних детищ компании «Интеко», вызывающий ярость прогрессивных автомобилистов, как и части университетских кругов, - драгоценная земля ушла под элитное жилье, теперь уже не вернешь, очевидно.
И по поводу «Москва-Сити» - эксперты солидарны с мэром в том, что этот проект был глубокой градостроительной ошибкой. Вячеслав Лысаков согласен и с тем, что теперь, когда большая часть Сити сооружена, надо завершать.
«Поздно пить боржоми, вложены огромные инвестиции. Поскольку телегу запрягли впереди лошади, надо эту телегу уже доделать, и лошадей потом запрягать, - предположил Лысаков. - Я часто проезжаю по этому участку Третьему кольца. Для нас это XXI или XXII уже даже век. Но когда вступят в дело все эти колоссы, и тысячи белых воротников заполнят эти ячейки, и все они будут на автомобилях, - это будет конец. Поэтому надо срочно расшивать огромный участок территории: достраивать и форсировать дорожное строительство, привлекая инвесторов, используя бюджетное финансирование. Нужны независимые проекты, конкурсы».
Александру Стрельникову «согласие на Сити» дается с куда большим трудом. «У меня нет рецепта для этого страшного места, - прямо сказал эксперт - Оно было с самого начала очень неудачно выбрано. Даже в архитектуре, это создает ощущение полного безобразия рядом со старой застройкой. Веточка метрополитена, которую туда проложили, слабенькая. Там время от времени можно организовывать выставки, но как постоянная нагрузка, это очень тяжело».
«Уволить или предъявить счет тем, кто допустил такие ошибки, - готов рекомендовать Стрельников. - То, что они успели натворить, когда у них парковка на противоположном берегу, через мост Багратиона, - это означает, что придется просто ограничить количество людей, которые там будут работать: пусть у каждого будет по 300 кв. метров».
К опросу был привлечен личный знакомый корреспондента «Росбалта», водитель «скорой помощи» с 10-летним стажем. В Сити ему, правда, ездить пока не приходилось. «Большая Ленинградка» - по идее, да, - лаконично заметил шофер. - Четвертое кольцо тоже нужно, потому что мы задыхаемся".
Шоферские рекомендации отличаются здоровой приземленностью. «На мой взгляд, прежде всего надо отрегулировать светофорное хозяйство, потому что они работают, как попало, - отметил труженик руля. - Должна быть "зеленая волна". А сейчас она очень редко попадается. Ты только поехал - раз, красный».
«Во-вторых, надо сделать так, чтобы не занимали ряды для общественного транспорта и не парковались, - продолжал водитель. - Если за это наказывать, как следует, вплоть до лишения прав, народ очень быстро станет дрессированным. Крайний левый ряд - для движения спецтранспорта. А то, начинает стоять МКАД - "скорой" приходится вылезать "верхом на отбойник" левыми колесами. И, в-третьих, по возможности отрегулировать попадание в город иногороднего транспорта. По городу возить небольшими машинами типа "Газель". Потому что, фура как залезет, - все».
Здесь простой гражданин невольно солидаризировался еще с одной идеей Собянина - о «выводе за городскую черту грузовых транспортных потоков». Естественно, эксперты с этим тоже солидарны, причем, Александр Стрельников полагает, что иные транзитные грузопотоки не худо бы вывести не только из Москвы, но и за пределы Подмосковья даже.
«Подмосковная власть делает бизнес на обработке зарубежного товара, на перегоне из Пекина в Хельсинки, - отметил эксперт. - Это дает заработать. Но логистические центры размещены там, где нет поселений. Кто там будет работать? Гастарбайтеры. К благополучию жителей Подмосковья это не имеет никакого отношения. Нагрузка на Московскую область - тяжелая стратегическая ошибка. Эти функции желательно было бы "подарить" другим городам».
Еще одна мысль Бориса Громова о том, чтобы увязать с автомобильным и все остальные виды транспорта, включая речной, вызвала некоторое замешательство экспертов.
«Про речной не могу сказать, - заметил Стрельников. - Есть такой, очень тяжелый проект, как парковка под Водоотводным каналом. Автотрассы над водой Москвы-реки, в принципе, можно было бы соорудить, даже на понтонах. Только очень жалко пейзаж».
А в общем-то, для Москвы, по мнению Стрельникова, гораздо важнее не понтоны, а мосты: собеседник напомнил, что в Париже мосты через Сену через каждые 150 метров, в Москве же - через полтора километра. И еще очень нужны мосты через железные дороги, особенно желательно восстановить железнодорожные переезды там, где они когда-то были, и где их совершенно напрасно закрыли после поглощения этих районов городом.
В целом, эксперты не ограничиваются конкретными участками пейзажа. Вячеслав Лысаков вообще на первое место поставил решение Собянина о ревизии городского бюджета - с этого надо начинать, дабы во всеоружии перейти к частностям. И - «правильно расставить кадры». Специалисты по градостроению в городе есть, но, по оценке собеседника, «под гнетом авторитета Юрия Михайловича они были связаны договорными работами, кто-то до пенсии дорабатывал».
Лысаков вспоминает, что при обществе «Свобода выбора» уже был как-то сформирован независимый экспертный совет, председателем которого избрали знаменитого планировщика Михаил Блинкина, - но потом оказалось, что «люди не хотят, боятся» перечить крутому нраву Юрия Лужкова. «Юрий Михайлович грешил тем, что он уже принятые проекты корректировал с ходу, - заметил Вячеслав Лысаков.- А подчиненные боялись возражать». Теперь, есть шансы, что ситуация изменится
Александр Стрельников высказал пожелание, чтобы новый мэр «советовался не только со строительным комплексом». «Я боюсь, что сейчас он попадет под влияние привычного лобби, - отметил эксперт. - Необходимо расширение круга обсуждающих людей. Монополия НИиПИ Генплана и городских служб, не привыкшая работать с областью - это страшно. Если они победят, захватят его внимание, - будет очень печально».
Леонид Смирнов
| |