|
Западные корпорации больше не хотят платить за обучение своих руководителей на программах Executive MBA. Во многих школах из-за этого падает число студентов. Рынок держится за счет роста популярности такого образования в странах Азии
Недавно люди, связанные с медициной, пристально наблюдали за масштабной лицевой трансплантацией в Испании, которую проводили лучшие специалисты. Интересно, что вскоре один из участников операции, анестезиолог Игнасио Хименес Лопес, «вернулся в школу, чтобы учиться». И он не одинок, поскольку EMBA-программы идеально подходят для дополнительной квалификации инженеров, ученых, священнослужителей и врачей. В школе бизнеса Stern Нью-Йоркского университета, например, 40% из числа учащихся либо врачи, либо доктора наук, отмечает Лиан Кентас, директор по маркетингу.
«Врачи, похоже, имеют больше стимулов для обучения, - говорит она. - Если они станут начальниками, они должны уметь руководить докторами и администраторами. Для этого необходимы лидерские качества». Именно такая мотивация была у Хименеса Лопеса, который присоединился к программе в IESE Business School в Барселоне. «Медицинская карьера - очень профессиональная, и вы чувствуете, что помогаете кому-то напрямую, - говорит он. - Но мое призвание - помочь еще большему количеству людей, и единственный путь, как я могу это сделать, - попытаться взять на себя управленческую роль в медицинском секторе». Компании затянули пояса В корпоративном мире программы Executive MBA традиционно особенно привлекательны, так как они позволяют компаниям сохранить своих честолюбивых руководителей. Действительно, получение степени EMBA изначально рассматривается как часть корпоративной программы, поскольку компании платят за своих сотрудников. Однако сейчас корпоративное спонсорство катастрофически падает, говорит Эрик Вебер, заместитель декана IESE: «Оно достигло исторического минимума». Самые дорогие EMBA-программы стоят свыше $150 000 - легко понять, почему компании уклоняются от спонсорства. Но есть и более серьезная проблема: программы Executive MBA ставят перед компаниями дилемму. С одной стороны, спонсорство потенциально является инвестицией в новое поколение совета директоров. Но, с другой стороны, такие масштабные инвестиции в одного человека делают его более мобильным. В результате компании решили затянуть пояса, а количество заявок и студентов либо не увеличивается, либо даже снижается во многих бизнес-школах, говорит Пэтти Киган, заместитель декана по программе Executive MBA в University of Chicago Booth School of Business. Главный вопрос для бизнес-школ сейчас - является ли это снижение частью экономического спада или это новый тренд, говорит Говард Кауфолд, директор EMBA-программ в University of Pennsylvania's Wharton School. Это скорее проявления экономического спада, чем новый тренд, считает он: «Я все еще уверен, что Executive MBA обладает высокой ценностью, но это сложнее увидеть на фазе снижения экономического цикла». Падение коснулось не всех Бизнес-школы, которые фиксируют рост спроса на программы для руководителей, как правило, предлагают программы в странах и регионах, которым традиционно не уделялось внимание. В частности, Дубай оказывается все более и более значимым для таких центров обучения, как London Business School и INSEAD. Есть и другой способ раздвинуть горизонты бизнеса: Queen's School of Business в Канаде расширяет зону своих видеоконференций MBA, используя новейшие технологии для того, чтобы доставить программу индивидуальным студентам. В результате эта бизнес-школа учит студентов даже на Бермудских островах. Мы знаем, что есть люди, которые хотят получать программу таким образом, говорит Глория Саккон, директор EMBA-программ Queen's School of Business. Еще одна точка роста - Азия, где спрос увеличивается, отмечает Стив Декрей, заместитель декана Hong Kong University of Science and Technology Business School. В то время как full-time MBA являются лидирующими в США, а степень Masters in management - в Европе, на Востоке выбирают Executive MBA. Об этом же свидетельствуют данные компании GMAC, которая организует сдачу теста GMAT, необходимого для поступления в лучшие школы бизнеса мира (см. таблицу). Желание платить самостоятельно Примерно треть EMBA-студентов Kellogg-HKUST, номер один в рейтинге Financial Times в этом году, финансируют обучение сами, говорит Декрей. Это не значит, что им пришлось это сделать, поскольку компания отказалась платить, - половина студентов оплачивает обучение самостоятельно по своему выбору, а не потому, что компания отказалась это делать. Это новый тренд, который заключается в том, что слушатели EMBA-программ хотят иметь больший контроль над своей карьерой. Многие участники программ понимают, что, вероятно, это последняя возможность в их профессиональной карьере для того, чтобы ее изменить, говорит Вебер из IESE. Такое стремление потребовало от бизнес-школ новых услуг, которые раньше, когда обучение спонсировали компании-работодатели, не были востребованы. В частности, потребовались консультации по карьерным вопросам: 10 лет назад такое невозможно было представить, говорит Кауфолд. Для других студентов Executive MBA - способ начать новую карьеру. «EMBA - платформа для разработки предпринимательских проектов», - говорит Хавьер Химено, декан программы Executive MBA в INSEAD. Что же касается Хименеса Лопеса, Executive MBA была ступенькой в его карьере, но далеко не последней. «С одной стороны, я чувствую, что необходимо реализовать на практике все, что я узнал на программе, - говорит он. - С другой стороны, благодаря программе EMBA я понял, что нужно развиваться за счет выхода на международный рынок. И чтобы перейти на следующий уровень, я чувствую, что мне необходим опыт работы и жизни за рубежом». FT, 25.10. 2010, Перевела Мария Шпигель
| |