|
Сегодня, 25 октября 2010 года в день рождения Юрия Арабова мы начинаем публикацию серии интервью с ведущими российскими кинодраматургами, вместе с которыми мы будем пытаться найти ответы на наиболее актуальные и больные вопросы отечественной киноиндустрии.
Редакция Proficinema.ru от всей души поздравляет Юрия Николаевича с днем рождения и желает ему новых успехов в творческой и педагогической работе.
«Жанры у нас не развиты».
Корреспондент:
Почему, на ваш взгляд, большинство начинающих режиссеров мечтает снимать авторское интеллектуальное кино, а не коммерческое, жанровое?
Юрий Арабов:
Это свойственно молодым людям в любой киноиндустрии мира, потому что они еще не прошли через «мясорубку» производства, редактуры и продюсерского диктата. Они мечтают о самовыражении. И многим из них есть, что выразить. Имеется и другая, исключительно российская, причина. Жанры в отечественном кино имеют колониальный привкус. Как, например, у нас делается телевидение? Покупается западный формат и наполняется некоей русской или псевдорусской начинкой. Подобная ситуация сложилась и в игровом кино. Жанровая структура у нас вообще не развита.
Корреспондент:
Но ведь в советское время снимали неплохие жанровые фильмы?
Юрий Арабов:
Удачные из них можно по пальцам пересчитать. Вся продукция Александрова и Пырьева, которую нам предлагают в качестве образца советского жанрового кино, имела сугубо колониальный характер. Она была калькирована с западных жанровых фильмов. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Молодые инстинктивно понимают, что в русском кино жанр не разработан. И современные российские жанровые фильмы, такие как «Антикиллер» или «Консервы» - это образцы того, как не нужно снимать кино.
Корреспондент:
То есть вы разделяете позицию, например, Павла Лунгина, который говорит, что жанровые фильмы умеют снимать только американцы. И нам туда даже соваться не надо?
Юрий Арабов:
Разделяю, но с поправкой. Американцы умеют снимать жанровое кино, но тоже не всегда. Все последнее десятилетие американское кино переживает застой. Сплошные повторы и отсутствие идей. Голливуд начинает задыхаться от беспомощности и глупости своих наработанных схем. В 90-е годы была совсем другая ситуация. Джармуш тогда начал разрабатывать композицию с прерыванием причинно-следственной связи, Тарантино поставил это на поток, братья Коэны с разного рода жанровыми сюжетами делали блестящие картины. Сейчас мы этого не наблюдаем. Мое глубокое убеждение, что навязывание западных образцов жанрового кино просто уничтожает молодых кинематографистов.
Корреспондент:
Да, но продюсеры борются за кассу, считая, что только жанровое коммерческое кино способно окупить себя...
Юрий Арабов:
А фильмы все равно проваливаются в прокате. К примеру, «Обитаемый остров» - картина, хорошо сделанная технически, с проработанным вторым планом, но в прокате - провал. Картина Михалкова провалилась, хотя в ней есть ряд очень хороших кусков. Продюсерам, на мой взгляд, надо серьезно задуматься над тем, сколько миллионов людей в России вообще не ходят в кино.
Среди этих миллионов, с одной стороны, есть те, кому кино вообще не нужно, но с другой есть образованная молодежь, студенчество, которые предпочитают смотреть фильмы в Интернете, потому что там можно найти все. Например, все мои сделанные с Александром Сокуровым фильмы есть в Интернете в свободном доступе. Некоторые мои коллеги переживают, что мы не получаем за это деньги, а я рад, потому что миллионы образованных людей эти фильмы смотрят. Вот о чем следует задуматься продюсерам.
О том, что те люди, которые представляют собой смутную надежду России, люди, которых Медведев призывает идти под знамя модернизации, в кино не ходят и телевизор не смотрят.
«Дистрибьюторам нужно доплачивать за прокат артхауса».
Корреспондент:
А есть ли у вас ответ на животрепещущий вопрос, почему наш зритель не ходит на российское кино?
Юрий Арабов:
В постановке этого вопроса нужно разобраться: на какие фильмы зритель не ходит? Какой фильм принесет больше сборов - тот, который выпущен тиражом в 700 копий, или в 3 копии? Ответ очевиден. Картина «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину», которая несколько раз объездила мир, и получила массу призов на фестивалях, была выпущена в прокат тремя копиями. Картина «Чудо» - четырнадцатью копиями и собрала на это количество копий максимальное число зрителей.
«Юрьев день» был выпущен 30-ю копиями. Как эти картины могут соревноваться с фильмом «Поп», 700 копий которого были в прокате? Наши прокатчики должны понимать, что зрительская аудитория дифференцирована.
Они не должны работать так, как сейчас, на зрителей 15-20 лет с попкорном и кока-колой в зале. Необходимо строить небольшие кинотеатры на 100-200 человек, в них будут приходить те сотни тысяч людей по всей России, которые сейчас отрезаны от кино, от культурной жизни вообще.
В таких кинотеатрах будут демонстрироваться и фильмы Джармуша, и «Юрьев день», и все остальное. Так, как это делается во всех культурных странах.
Корреспондент:
Вы считаете, что в этом случае авторские фильмы будут хотя бы окупаемы?
Юрий Арабов:
Один показ по телевидению окупает эти картины. Или, может быть, два показа. Почему, например, не тиражировалась картина «Чудо»? Потому что «Централ Партнершип» еще до проката продал её Второму каналу. И вернули затраченный на производство миллион с небольшим за счет одного телевизионного показа.
Корреспондент:
Наши прокатчики говорят, что даже лучшая российская арт-картина собирает в прокате меньше денег, чем плохой американский фильм...
Юрий Арабов:
Поэтому необходима государственная программа поддержки артхауса. Прокатчикам нужно доплачивать не за успешный коммерческий фильм, как сейчас придумали, а за прокат глубоких авторских картин. Да, американские фильмы соберут больше, но и тираж их будет значительно больше.
Следует понимать, что такие фильмы, как «Юрьев день» сделаны за копейки. Бондарчук получил на производство «Сталинграда» 20 миллионов долларов и еще 20 где-то занимает. 40 таких картин, как «Юрьев день» можно сделать на эти деньги! Думаю, что «Сталинград» будет очередным провалом, потому что такие огромные деньги не вернуть ни при каких условиях.
Корреспондент:
Наше жанровое кино ругают все, кому не лень. Но удивительно, что стали ругать и авторское. Говорят, на экране сплошное занудство, чернуха и никакой самоиронии. И даже в мире интерес к нашему арткино падает. Заметили ли вы такую тенденцию?
Юрий Арабов:
До реформы кино у нас не было с этим проблем. В 2000 году картина Александра Петрова «Старик и море» получила «Оскар». Другие наши картины были отмечены разными венецианскими и каннскими премиями. Недавно призы получили фильмы «Как я провел этим летом» и «Овсянки». Возможно, авторское кино в кризисе, но этот кризис в масштабах всего мира. В 2008 году я был в жюри Венецианского кинофестиваля.
Просмотрел 30-40 авторских картин. Это было тяжелое зрелище. И когда я предложил отметить картину Алексея Германа младшего «Бумажный солдат», все члены жюри вздохнули с облегчением. Звягинцев, Серебренников, Хлебников, Герман - это способные ребята. Они все снимут, как надо, если их не сломают. Сейчас готова к перезаписи наша последняя с А. Сокуровым картина «Фауст».
Это лучшее из того, что мы сделали вместе. Не знаю, в чем заключается исчерпанность авторского кино. Вот Павел Лунгин снял очень удачную авторскую картину «Остров», которую посмотрели 2 с половиной миллиона зрителей. Затем он попытался снять жанровый эпос с кровавыми аттракционами - «Царь». Думаю, что авторский «Остров» останется в истории, а жанровый «Царь» навряд ли.
Корреспондент:
| |