Два федеральных министерства - транспорта и финансов - утвердили новую схему финансирования дорожного строительства. Решено, что сейчас транспортный налог будет ликвидирован, взамен вырастут акцизы на горючее и ГСМ. Называются даже конкретные цифры - бензин и солярка подорожают на три рубля, мазут и масла - на четыре рубля. И все это - в течение трех лет
ЕКАТЕРИНБУРГ . 20 июля. Свердловчане не верят в успех замены транспортного налога повышенными акцизами на топливо и ГСМ. Таковы данные исследования, проведенного агентством АПИ.
Поясним, что два федеральных министерства - транспорта и финансов - утвердили новую схему финансирования дорожного строительства. Решено, что сейчас транспортный налог будет ликвидирован, взамен него вырастут акцизы на горючее и ГСМ. Называются даже конкретные цифры - бензин и дизтопливо в течение трех лет подорожают на три рубля, мазут и масла - на четыре рубля. Подобные изменения в финансовой системе государства объясняются истощением дорожной казны и необходимостью поиска новых источников финансирования строительства и реконструкции государственных дорог.
Если посмотреть на цифры, озвученные в Москве министром транспорта РФ Игорем Левитиным , ситуация и вправду, устрашает. С момента ликвидации дорожных фондов в 2001 году финансирование отрасли сократилось к 2005 году почти вдвое - с 600 до 315 миллиардов рублей. Больше всего пострадали региональные статьи расходов - финансирование упало в четыре раза, тогда как с 2000 года число автомобилей на улицах возросло в полтора раза.
Свердловские депутаты относятся к нововведению с определенной опаской, говоря, что экономическую выгоду от замены налога акцизом необходимо просчитывать не раз и не два. Ряд из них высказываются весьма категорично, подчеркивая, что ни одна из реформ последних лет так и не была доведена до конца - всегда что-то мешало.
«Ликвидация транспортного налога и рост акцизов обусловлены нехваткой денег на ремонт и строительство дорог, сейчас для этого учредят так называемые дорожные фонды. Но я напомню, что эти самые фонды существовали до 2001 года, пока их не закрыли в связи с высочайшим уровнем коррупции и невозможностью отследить, что там происходит. Не говорю "целесообразно ли их открывать", но спрошу "а нужно ли было закрывать"? И еще один вопрос: кто будет платить за подорожавший бензин? Тот самый бензин, что потребляется чиновниками на служебных машинах, и тот самый бензин, что питает маршрутный транспорт? Не сделаю открытия, если скажу, что это ляжет на плечи обывателей, на плечи простых людей», - сетует депутат Свердловской областной думы Андрей Альшевских.
Неудивительно, что «новость о замене», вызвала целый шквал негодования среди читателей. Так, юзер «Ну типа Влад» пишет на форуме: «Надо коррупцию отменять, тогда не придется пополнять бюджет за счет автовладельцев, а так, по сути, мы просто скидываемся с литра по рублю кому-то на новую дачу», а «Lar17», в свою очередь, приводит выкладку из экономического устройства СССР: «Странная экономика. В 1970х - 1980х годах налог автолюбители платили вообще смешной (около 3 рублей), бензин стоил от 2 рублей, автомобилей было в разы меньше....и хватало и на строительство новых автодорог и на ремонт старых. Теперь миллиарды собирают налогов, и не хватает вообще ни на что». Но самый, пожалуй, меткий комментарий, принадлежит форумчанину «GROZnyi IL-2», который отметил что слова «дорога» и «дорого» очень похожи. «Вот и дорого становится ездить по дороге», - шутит гражданин.
Можно предположить, что рост цен на горючее заставит граждан покупать автомобили с небольшими экономичными моторами. Однако в екатеринбургских автосалонах убеждены, что удорожание бензина на пару-тройку рублей (и, соответственно, рост стоимости владения) не станет существенным фактором при выборе автомобиля. «Стоимость бензина вырастет незначительно, поэтому вряд ли можно ожидать, что покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям с более экономичными двигателями. Как показывает практика, расход топлива автомобиля не является определяющим фактором при покупке, но, как правило, потребители выбирают авто с более мощным мотором. Сейчас многие автопроизводители выпускают автомобили с гибридными моторами, но спрос на них очень мал», - заявил АПИ директор автоцентра «Оками Восток» Булат Магодеев.
Конечно, в попытке государства ликвидировать дефицит «дорожной статьи» за счет автовладельцев все средства хороши. Помимо отмены налога и роста акциза чиновники предлагают обложить повышенными сборами владельцев большегрузного транспорта массой свыше 12 тонн. Но никто и никогда не сумеет ответить, куда же делись все налоговые отчисления, поступавшие в дорожные фонды до 2001 года, и какие новые дороги были построены с 2001 по 2010 годы. А значит, что с возвратом дорожных фондов все может повториться.