|
В России стволовые клетки можно использовать только в пластической хирургии, при этом в Китае ими уже лечат многие болезни, в том числе и болезнь Паркинсона
Недавно российское правительство внесло в Совет министров Союзного государства России и Белоруссии проект программы «Стволовые клетки».
В вагоне пекинского метро вижу рекламу: миловидная китаянка неестественно округлила глаза, лицо озабоченное. Местный житель перевёл мне иероглифы: «Ты залетела? Не беда! Срочно звони», далее номер телефона частной клиники, где делают аборты. В других странах такая реклама невозможна, а здесь она - на каждом шагу. Официальной статистики нет, но известно, что ежегодно в КНР несколько миллионов человеческих эмбрионов завершают жизненный путь, так и не став младенцами. Китай с большим отрывом опережает другие страны по числу абортов - они не только не осуждаются обществом, они желательны и подразумеваются в государственной программе «Одна семья - один ребёнок» по торможению роста народонаселения.
Первый успех
Но раз жертв аборта больше, чем во всём остальном мире, прагматичные китайцы задумались об «утилизации абортивного материала». И нашли решение: индустрия стволовой терапии, бурно развивающаяся во всём мире, получила в Китае большое распространение. Ведь у эмбриона из каждых 10 тысяч клеток - одна стволовая, в то время как у пожилого человека - одна из 5-8 миллионов.
Больница Тянтан Пухуа - самая большая в Поднебесной. Использованием стволовых клеток, способных развиваться в любые другие клетки организма, здесь занялись пять лет назад. И в 2006 году был достигнут первый громкий успех - взятые из роговицы глаза клетки успешно подсажены в мозг человека, поражённого болезнью Паркинсона. Операции «паркинсонщикам» проводит главный нейрохирург госпиталя ВМФ КНР Тьян Цзе Минг. Первый имплантат из глазной роговицы он подсадил в мозг 48-летней американке Пенни Томас. Прежде не знали, что стволовые клетки роговицы способны развиться в нейроны мозга. Мария Лейбенсон, бывшая петербурженка, которая несколько лет работает в Тянтан Пухуа, рассказала, что Пенни регулярно приезжает в Пекин для обследований. После операции она больше не нуждается в коляске, а препарат с недостающим мозгу гормоном принимает по ¼ таблетки в день вместо целой каждые два часа.
За последнее время в Пекине исследовали около ста «паркинсонщиков», но лишь двум десяткам из них сделали спасительную операцию. Чтобы вытерпеть внедрение имплантата в мозг (его подсаживают через электроды), требуются здоровые сосуды мозга и сердце, кровяное давление должно быть в норме.
Уникальность операции состоит в том, что клетки роговицы, взятые у недавно умершего или у извлечённого из материнской утробы зародыша, сохраняют жизнеспособность короткое время. Нужно успеть четырежды очистить их и столько же раз проверить на возможные инфекции и мутации. В больнице Тянтан Пухуа лабораторию и операционную специально разместили рядом - так что взятый имплантат попадает с одного стола на другой в течение трёх минут. Выживаемость клеток при этом достигает 92%, что и обеспечивает успех.
Доступный мозг
Почему же прорыв в лечении болезни, до сих пор считающейся неизлечимой, достигнут именно в Китае? По мнению Марии Лейбенсон, врачи США, Германии, России мечтают проводить исследования стволовых клеток, работая с людьми, но желающих стать подопытными кроликами нет. В Китае же больные традиционно доверяют врачам и не боятся операций. С помощью стволовых клеток в Китае успешно лечат спинномозговые травмы, в Индии и Малайзии - многие сердечно-сосудистые заболевания, в Таиланде научились выращивать новые коленные чашечки для спортсменов.
Этому перспективному направлению в медицине азиатские медики уделяют огромное внимание. Неслучайно, к примеру, в больнице Тянтан Пухуа со стволовыми клетками работают 35 исследователей.
Будущее использования стволовых клеток для решения сложных медицинских проблем состоит, в частности, в замене химикатов биологическими методами лечения. Всё чаще лекарства вызывают генетические мутации, вредящие не только самому пациенту, но и его будущему потомству. Химиотерапия, применяемая для лечения рака, зачастую становится причиной смерти больного. А стволовые клетки способны внедриться в раковую опухоль таким образом, что перерождают её из злокачественного состояния в доброкачественное. Лечение тех болезней, к которым конкретный пациент генетически склонен, будет начинаться на столь ранних стадиях, что фактически лечение превратится в профилактику.
Комментарий специалиста
Профессор Андрей Брюховецкий, директор клиники восстановительной неврологии и терапии на базе Онкологического научного центра РАМН: - Болезнь Паркинсона плохо лечится фармакологически. А вот введение больным даже их собственных стволовых клеток улучшает их состояние. Подобная операция в России успешно проведена на крысах, но внедрить её для лечения людей не смогли из-за консерватизма нашей медицины. А китайцы в эту программу инвестировали больше $5 млрд.
| |