|
Минкомсвязи и Госдума готовят законопроекты о блокировке нелегальных книг, музыки и фильмов в Интернете. Чем отличаются эти документы? И станет ли в результате борьба с пиратами эффективней? С этим специально для радио «Вести ФМ» разбиралась Вероника Борисенкова.
Цель и у министерского, и у депутатского вариантов одна - борьба с распространением пиратского контента в Сети. Но они отличаются некоторыми существенными моментами. О сути законопроекта, подготовленного Минкомсвязи, рассказывает член рабочей группы по разработке этого документа, вице-президент по правовым вопроса «Мэйл.ру» Максим Бобин:
«Наши предложения следующие: правообладатель или тот, кто считает, что его права нарушены, напрямую направляет претензию владельцу интернет-ресурса с точным указанием адреса этого контента. И в течение трёх дней контент удаляется. И после этого владелец интернет-ресурса уже не несет ответственности за удаленный контент».
Стоит отметить, что изложенные в документе положения фактически закрепляют существующую практику - большинство провайдеров именно так и поступают. Однако вопрос об их ответственности решается в суде и, что интересно, решения выносятся то в пользу операторов, то в пользу правообладателей. Между тем, Максим Бобин считает, что в этом вопросе должна быть определенность и что вполне логично возложить ответственность именно на тех, кто выкладывает нелегальную продукцию.
«В Интернете запрещено то, что запрещено и в реальной жизни. Специального наказания, мер ответственности для интернет-нарушителей не нужно. Нужна связка - понять, кто несет ответственность и в каких случаях. Мы говорим не об ограничении ответственности у интернет-компании, а разграничении ответственности», - говорит Бобин.
Между тем некоторые эксперты считают, что подготовленный законопроект не только не будет бороться с пиратами, но даже сыграет им на руку. Такой точки зрения придерживается вице-президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин: «Дело в том, что мы ставим на одной доске правообладателя и пирата. Эти поправки на стороне пирата. Пирату дается три дня. Три дня - это слишком много - 96 часов нелегальный контент лежит в открытом доступе. Какая же эта борьба с пиратством? Это размахивание флагами».
Тем временем комитетом Госдумы по информационной политике разрабатывается альтернативный законопроект «Об Интернете». Основным отличием от законопроекта Минкомсвязи является то, что он разрешает накладывать санкции на поставщиков контента и провайдеров только по решению суда. Однако, похоже, этот вариант тоже не устраивает правообладателей, которые считают, что вынесение судебных решений будут затягиваться, в результате чего эффективность будет чрезмерно низкой.
Тем не менее в настоящий момент вариант Минкомсвязи изучается юристами. Далее его вынесут на обсуждение в Госдуме, где, по всей видимости, будет представлен и депутатский альтернативный вариант.
В любом случае, какой бы документ с теми или иными поправками ни будет принят, он автоматически внесет изменения в законы «О СМИ», «О связи», «Об информации», «О защите прав потребителя», в Гражданский кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. А впоследствии утвержденный вариант станет основой закона «Об Интернете».
| |