|
В Эрмитаже состоялся грандиозный переезд экспонатов из Рыцарского зала. «Конное шествие» прошло под барабанную дробь.
Многолюдно и немного нервно. С раннего утра в Рыцарском зале царит атмосфера переезда. С одной стороны стальные доспехи - не фарфоровые вазы, разбить их трудно. С другой стороны самые громоздкие экспонаты на поверку оказались самыми хрупкими.
Ни по зубам, ни по гривам рыцарским коням не дашь их возраста - 180 лет. Их выточили из дерева и обтянули натуральной кожей венские мастера еще по заказу Николая I для его личной коллекции, которая из детского увлечения превратилась в крупнейшее в Европе собрание оружия. За деревянных лошадок весом в 200 килограммов хранитель особенно волнуется. Хотя вроде предусмотрели каждую мелочь.
«Бортиков, как видите, у нас особо нет. Мы поднимаем сначала переднюю часть лошади, потом заднюю. С двух сторон придерживаем и переносим. Ничего не случится», - рассказывает заведующий сектором оружия Государственного Эрмитажа Юрий Ефимов.
Обычный переезд решили превратить в красочное шествие. Возглавляет колонну черный рыцарь в драгоценных немецких доспехах XVI века. Флейтист играет «В поход!». Государственный герольдмейстер в табарде (одеянии средневековых герольдов) поднимает жезл. Путешествие начинается.
Незабываемое, почти сказочное зрелище. Конная рать путешествует из зала в зал, из эпохи в эпоху, мимо старинных икон, мимо картин Возрождения, замирая на миг перед каждой комнатой.
Самый сложный момент - прохождение дверей. Больше всего боялись, что рыцари не пройдут по высоте и придется снимать шлемы. Но все прошло успешно. Под барабанную дробь и военные марши рыцари прошли почти 50 залов (это около километра парадных комнат и анфилад Эрмитажа).
К счастью, шлемы снимать не пришлось. Иначе колонна превратилась бы в эшелон всадников без головы: внутри доспехов - только остов из дерева и метала, поддерживающий латы. Но в полном обмундировании они выглядят почти как живые.
«Я думаю, что им тоже очень приятно, что их не просто перевозили как экспонаты, а что к ним отнеслись как к живым», - говорит государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов.
Глядя на эту процессию часы «Павлин», кажется, онемели от зависти. Как жаль, что конный конвой проходит раз в 20 лет и только за закрытыми дверями Эрмитажа. Ради такого зрелища наверняка выстроились бы целые очереди посетителей.
«Это Эрмитаж. Здесь все двигается, перемещается, экспозиции меняются, идут ремонты, - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский . - Вы видели эту церемонию. Так и должны обставляться такие вещи. Это часть жизни музея. Он живет не только, когда открыт и есть посетители. В другое время в нем тоже течет жизнь, которая достойна экрана».
Временное пристанище рыцари нашли в Гербовом зале. Так что любимые экспонаты детей и взрослых будут доступны, как и раньше. За это время в родном помещении отреставрируют паркет. Популярность Рыцарского зала имеет обратную сторону - миллионы ног стерли лак.
Уже через два-три месяца под звуки флейты и барабанную дробь через анфилады Эрмитажа вновь проследует конница, и рыцари вернутся на свое место.
| |